|
Юрий Казарин «Божья верста», М.: «Вест-Консалтинг», 2023
В сборник «Божья верста» вошли новые стихотворения известного поэта и лингвиста Юрия Казарина. Вся поэтика этого автора пронизана образами воды, воздуха, земли и неба. Четыре стихии сливаются в единую концепцию.
Не зря воду в этой четверке я поставила на первое место. Язык образов недвусмысленно сообщает нам: автор оплакивает что-то. «Море в слезах», «пены шипение», «и пламени дрожит вода» — все это только в трех, открывающих книгу, стихотворениях.
Вода — это всегда образ манящий и пугающий. Что кроется в обманчивой невесомости океана, мутной реке, в отражении осенней лужи? Кажется, Казарин не дает ответов и даже добавляет загадок. Непроизвольно возникает одновременно устрашающий и романтический образ лирического героя. Читатель способен видеть и слышать, что происходит за этой стеклянной ледяной стеной, но не может пройти сквозь нее, иначе коснется самой смерти.
Образ воздуха в поэтике нового сборника по тяжести не уступает толще воды. Он всегда резок, крут и холоден. Лирический герой то захлебывается в воде, то будто задыхается от морозного воздуха.
И только в плоскости неба автор являет нам более светлые образы и ассоциации:
Взгляд продолжает птицу —
перегибая спицу
скорости… Разворот:
выпавшую ресницу
бог на лету сморгнет.
Улетевшая, упущенная птица как последняя надежда?
Многозначителен, но наиболее чист образ звезд:
большие звезды в маленькой воде.
Свет среди непроглядной тьмы — оттого более ценный. Иней и снег, также, несмотря на свою холодность, являют в поэтике Казарина нечто радостное и живое. Для лирического героя это прямая противоположность тьме, в коей он часто находится. И если с осязательной, чувственной точки зрения поэтика единообразно ледяная, острая, стеклянная, то цветовую палитру автор выстраивает на контрасте: тьмы и света.
И с неба сыплются мгновенья,
на жизнь, на смерть, на воротник.
Ставя жизнь, смерть и воротник на одну ступень, автор как бы пытается показать, что он разбит и разочарован, ведь ему видится, что небу, сбрасывающему снежинки, одинаково «начхать» на радости, печали и на самого лирического героя. Несмотря на это, ирония в данных строчках не ощущается злой, но вопрошающей, даже обнадеживающей.
Ярки метафоры тайги, дерева, высоты — играя широтами и величинами, автор создает ощущение собственной растворимости в пространстве, лирический герой оказывается в выси и глубине.
«Божья верста» — книга, полная философических размышлений о жизни и смерти, любви и нелюбви, свете и тьме. Новый сборник Юрия Казарина рассказывает загадочную историю о вечности и раскрывает незаурядное филологическое мастерство автора.
Полина ГОРОДЕЦКАЯ,
студентка Литературного института имени А. М. Горького
|