|
МЫ ВСЕ — ЕДИНЫЙ ОРГАНИЗМ
«Не верю в бесовские игры и схемы,
Не верю в осознанность злобных угроз.
Христос- человечество… Кто это? Все мы,
Когда в нас живет — хоть отчасти! — Христос».
Евгений Степанов
Сократ называл философа «повивальной бабкой», принимающей роды истины. Фильм Евгения Степанова «ХРИСТОС-ЧЕЛОВЕЧЕСТВО» принимает роды такой понятной, и такой недостижимой истины: — все мы — рожденные Христом, — единый организм, а коли так — не могут в мире рваться бомбы, не могут гибнуть дети. Но ведь в реальной жизни все не так — и войны случаются, и дети гибнут. Философы давно ищут способы сделать человека идеальным, способным жить в совершенном обществе. Платон убеждал, что управлять обществом должны мудрецы. Почему человечество не хочет слушать мудрецов? — Они остро чувствуют несправедливость, нетерпимы ко всякому злу, мешают идти в ад каждому своей дорогой.
Что может сделать Поэт и философ, чтобы изменить мир? Главный герой фильма не берется на себя роль первопроходца, революционера, миссию пророка. Но готов обозначить проблему и донести до людей вечные истины; а для того — ему самому придется стать наставником, поводырем, чтобы своим подвижничеством ежедневно доказывать, что в каждом из нас заложена частица Христова. Именно для того и задуман фильм «ХРИСТОС-ЧЕЛОВЕЧЕСТВО».
Фильм «ХРИСТОС-ЧЕЛОВЕЧЕСТВО» опосредованно замахнулся на пороки современного общества, расчеловечивание, потерю идеалов и смыслов и др., убеждая, что каждый в силах создать рай вокруг себя. Рай? Но где он — рай — на небесах? Автор утверждает, что рай там, где человек живет с верой в душе, в гармонии с собой, с первозданной природой, с дорогими и близкими людьми, где душа упорядочена, и что счастье там, где все едины.
А в фильме и в самом деле картины райской жизни. На фоне авторских стихов и милой сердцу музыки, торжествует благодать: — цветет сирень, благоухают розы, щебечут воробьи, любезничают сойки, и благодать небесная, чистая и светлая, щедро падает на скромный дом, своими руками выстроенный, а в нем спят дети. Главного героя умиляет в этом доме все, — как тикают часы, отстукивая уходящее время, поскрипывают половицы, хлопочет по хозяйству бабушка, солнечные блики скользят по летней террасе, где чаевничает семья, гуляют по стенам, пахнущим сосной, по иконам и книжным полкам. Ему приятна неспешная дачная жизнь, тихий разговор о самом обыденном – о варенье с блинами и о высоком — о месте человека в обществе. Покой, умиротворение, ощущение духовной близости с дорогими сердцу людьми — вот счастье для Поэта. И в этом, по мнению автора, — есть поэзия. Возле Поэта счастливы все — гуляющие по двору залюбленные кошки, заласканные собаки, слившиеся своим сознанием с хозяевами. Счастлива тучная корова, раздобревшая на сочных пажитях, разомлевшая от благодати, замерла на лугу и размышляет — еще пожевать или завалиться на бок в духмяные травы. В этой райской обители есть все, что радостно душе — здесь правит доброта и верность, взаимопонимание, дружба и любовь. Фильм позволяет зрителю влиться в дружную компанию обитателей «села Степанчикова», в простую жизнь непростых людей.
За кадром - авторские строки: —
«Не оставить очаг домоседу
никуда я отсель не уеду
никуда я не сдвинусь отсель
с этих гиблых — волшебных — земель».
Поэзия — это красота, восторг от самого факта существования человека; ценность жизни — в самой жизни, — без пафоса и своей значительности, в доверительной беседе рассуждает Евгений Викторович Степанов. В его понимании, — поэзия есть во всем, — в Гагарине и Рахманинове, в каждой частице мироздания, в красоте полезного труда, главное — научиться видеть эту красоту.
Поэт и философ убежден — все мы, здоровые и больные, хорошие и плохие, добрые и злые, щедрые и жадные — уже спасены Христом, надо только покаянием и молитвой научиться побеждать грех и надеяться на милость Его.
«Природа не жалеет слабых
Не слышит раненого крик
А мир трясется на ухабах
Как проржавевший грузовик».
Человеку дано многое — свобода выбора, способность любить, — продолжает автор, — Бог — это любовь, а любовь — это Ты. Мы все, спасенные — единый организм; гармония — это когда мы вместе — люди и звери, деревья и птицы; надо беречь мир и ценить каждый момент жизни, быть в согласии с собой и с теми, кого уже нет. И даже дети, маленькие герои фильма, понимают, что счастье — это когда рядом мама и папа, и когда приходят гости.
Главный герой фильма — большой и сильный человек, познавший мир вдоль и поперек с его непостижимыми красотами, — ему доступно многое, — наслаждается скромным уголком природы, где под ногами растут грибы, плодоносят яблоня и груша, растет смородина и даже виноград, а в теплице зреют помидоры и огурцы. Поэт с гордостью расскажет, что скоро из этого богатства приготовят варенье, соки и компоты на зиму, засолят в банках огурцы… Он из лейки поливает грядки, без принуждения, с удовольствием жарит на сковороде молоденькие сыроежки с картошкой и думает об экономии; оказывается — на даче можно вырастить все, чтобы прокормиться?!. А где садовник, работники по дому, кухарка, положенные по статусу? Их нет — не может быть у скромного человека, посвятившего себя совсем иному — служению высоким идеалам. Вспомнился живший в бочке Диоген, он тоже служил высоким идеалам, был счастлив самым малым, и потому — настолько свободен, что указал, якобы, Александру Македонскому — не заслоняй мне солнце, что значит — не мешай познавать истину! Несметные сокровища Поэта и философа Евгения Степанова заключаются в нем самом, в выстраданных им самим истинах, и все богатство его — «рожок и дудка монестреля».
Затрагивая самые фундаментальные темы, Главный герой, большого масштаба личность, скорее всего, понимает, что от него ждут значительно больше — истины, формирующие мировоззрение общества в целом. Ему есть, что сказать людям, о чем громко заявить.
Человек любит рассуждать абстрактными категориями, но недолго, — целое — неизмеримо далеко от частного, — человек хочет найти ответы на жизненно важные вопросы — конкретные, ситуационные, и для того нужны и другие формы взаимодействия философа и общества.
Когда-то мудрецы мечтали сформировать человека совершенного ума и сердца, достойную личность, которой изначально дана чистая, не замаранная душа, — но затея не увенчались успехом, «золотые правила» нравственности и гуманизма приживались слабо. Почему? Слишком много времени и усилий требуется для формирования общественного мировоззрения, слишком много надо трудиться душе.
Как бы то ни было, именно мудрецы и пастыри прокладывают тропы к человеческим душам, именно философы, понимающие корневую систему мироустройства, становятся путеводным маяком, определяющим ориентиры в отношении к культуре, к искусству, к Отечеству, которые в основе своей совпадают с евангельскими заповедями: милосердие, сострадательность, справедливость, достоинство личности. За многовековую историю сменилось много поколений, уходят в прошлое ложные идеалы, но, к великой радости, мерилом всех вещей по-прежнему остаются лучшие добродетели, — то главное, что объединяет всех людей земле. Чтобы уберечь человеческую цивилизацию от гибели, придется научиться всем вместе «сверять часы» земного времени.
Господь смотрит с небес за суетой земной и потихоньку убирает лишних, возлагая надежды на целеустремленных и гармоничных. Главный герой фильма вокруг себя строит земной рай. Неужели такое возможно в сложном и противоречивом купи-продажном мире, когда все против всех? Оказывается — возможно. По крайней мере, Поэт и философ Евгений Викторович Степанов, с Божьей помощью и молитвой, надеется на успех. И ему безоговорочно веришь.
Дело за малым — научить каждого строить Христовый рай…
Наталья МОРСОВА,
педагог, журналист, кандидат исторических наук
|