Обзор газеты «Литературные известия», № 10, 2023
…Снова Лесков: он бесконечен — самый русский из писателей, он интересен бессчетностью ракурсов, изучаемых Аллой Новиковой-Строгановой пристрастно и точно, о чем свидетельствует эссе, открывающее новый номер «Литературных известий».
Сергей Киулин кратко анализирует, оповещая о премьере, фильм Евгения Степанова «Христос-человечество».
…Скорбно слово насмертия; и вот Ольга Андреева пишет о недавно ушедшем поэте Александре Соболеве; а дальше, развернутся его стихи, не способные уйти:
Давно не чту ни вождей, ни чина.
Но есть в миру, что столь многолюден,
не шанс, а, может быть, лишь причина
найти особого homo ludens*.
Не чудодея и не мессию,
не супермена в седьмом колене,
но человека природной силы
и капитана своих волений.
Густ голос; он густ, как мед; здесь речь о метафизическом меде, о запредельном поиске… Таинственна вода поэта — как предельная правда бытия, как откровение чистоты, слишком редко проявляющей себя в мире нашем:
На убывающей луне
возьми немного крупной соли
и с лунным светом в равной доле
в воде смешай. Когда на дне
исчезнут мутные кристаллы,
поставь стакан перед собой…
…Сегодня встретишься с Водой,
пока еще не рассветало.
…Интересно свиваются в гнезда стихотворений самоощущения поэта; здесь фантастическое разворачивается в значительном объеме, который, однако, тотчас корректирует реальность:
В зверинце я безмолвный и нагой,
хоть прихожу сюда в пальто и шапке,
и я не смог построить никакой
площадки детской — у меня же лапки!
Еще я хищен, зелен и зубаст,
и не играю (лапки!) на гармошке,
и только есть один лишь свет в окошке —
мой верный, неразлучный Чебураст.
Антон Крылов выстраивает свой мир, не слишком считаясь с косными условностями общего, и, варьируя разные интонации, но всегда при этом оставаясь в силовом поле индивидуальности, раскрывает секреты, используя которые, можно не умирать:
Жили страхом, и вот, как подарок судьбы,
от других узнаем, будто мы не рабы
и не рыбы, и наши рубахи на робы
можно нам не менять,
и от черной хворобы
можно не умирать.
Краткостишия Ольги Михайловой сильно работают с механизмами реальности, распростертой окрест: взаимовлияние — человека на оную, и оной на человека — своеобычно рассматривается через призмы предлагаемых Михайловой стихов:
Сегодня такой откровенный запах ультрафиолета!
Может быть, не ходить на работу?
* * *
Сыро.
Пахнет заросшим прудом и улитками —
ожившие детские воспоминания.
Жизнью пропитанный рассказ Эвелины Азаевой совмещает пластами трагичность и оптимизм; и что дело решается в пользу последнего, свидетельствует о световом даре автора.
Много рецензий в номере; представляют они пестрый калейдоскоп литературной реальности.
Занятный кроссворд завершает октябрьский выпуск; проверить свою литературную эрудицию всегда приятно!
Александр БАЛТИН
|