Новости

































О ФИЛЬМЕ ЕВГЕНИЯ СТЕПАНОВА «ХРИСТОС-ЧЕЛОВЕЧЕСТВО»


Творческая концепция Евгения Степанова – фиксировать людей живущих, не разделяя обычную жизнь и сугубо игровые моменты. Его герои – непрофессиональные актеры, которым довелось попасть в кадр благодаря личному знакомству с режиссером. «Что вижу – то снимаю». Место действия для режиссера очень важно, поскольку в суетливой столице с ее плотностью населения и скоростью жизни такой фильм просто не смог бы родиться. Нет времени. Нет места. Нет ощущения родства между людьми.  А в деревне – пожалуйста. Тетя Надя заваривает чай, и начинается очень интересный разговор…
Своим учителем в кино Евгений Степанов считает Дзигу Вертова, который избегал любого посредничества между киноаппаратом и реальностью. Но в отличие от своего предшественника, Евгений Степанов уделяет в своем фильме большое место философской составляющей. Чистая документалистика уступает место поэзии, изящно скрытой за повседневными событиями. Режиссеру важно запечатлеть факт жизни в современной реальности. Но каждый такой факт имеет под собой философское основание. Вот, например, белье на веревке сушится.  А сколько смысла в этом образе! Начнем с того, что в городе сейчас уже никто так не делает. Это отсылка к советским дворам, когда стиральные машины были не у всех. И это яркая деталь деревенского быта. Здесь, среди берез и сосен, еще можно выйти во двор с гирляндой прищепок на шее, особенно, если веревка натянута на твоем участке.  То, что когда-то было обыденностью, превращается если не в роскошь, то в милую мелочь, доступную лишь владельцам частных домов. И двор сразу становится живым, уютным. Туго натянутые наволочки как символ ностальгии по коллективному бытию – это и есть зашифрованное послание Евгения Степанова к зрителям.
В кадре возникают жители деревни, далекие от мира кинематографа. Им предстоит ответить на один вопрос, который висит в воздухе и ждет своего часа. Но то, как участники на него отвечают, раскрывает их как весьма незаурядных личностей. Не такие уж они простые, эти замечательные люди. Они рассуждают о «высоких материях», подробно отвечают на очень серьезный вопрос: «В чем смысл жизни?».  Если учесть, что этот вопрос был задан внезапно, столь обстоятельные ответы не выглядят наигранными. На камеру все отвечают сосредоточенно и честно.  Выходит, не раз они задавали этот вопрос сами себе.  При кажущейся оторванности от практической жизни данный вопрос, на самом деле, первичен. Когда человек начинает задавать его сам себе, то значит, что он «выпал» из жизни, утратил живую эмоциональную связь с настоящим моментом.  Человек, сообщающий, что смысла в жизни не видит, говорит нам о том, что он утратил связь с собственными потребностями и чувствами. К счастью, среди героев фильма таковых не нашлось. Никто не ответил: «Не знаю». И, к счастью, ни один из опрошенных не обесценил формулировку вопроса в духе, не отмахнулся, мол, все это глупости.  Даже дошкольница рассказала, что для нее ценно.  Напоминаю, вопрос был неожиданным, внезапным… А ответы звучали обстоятельные, причем их объединял главный посыл: счастье – это отсутствие несчастья, а смысл жизни – это чтобы всем было хорошо. А что участники –   непрофессиональные актеры (за исключением Анны Нанданакумар из ФРГ) –  неважно, важен результат. Ведь работа актера – это не просто текст на камеру сказать, тут нужно понимание того, что от тебя требуется. А герои фильма Евгения Степанова крайне серьезно подошли к съемкам. Не смеются, не смущаются, не просят убрать камеру, мол, это слишком личный вопрос.
Кстати, когда люди находят смысл жизни, они часто не понимают, о чем их спрашивают. Девочка, например, просит уточнить, что это за зверь такой, «смысл жизни». Она просто живет, любя тех, кто ее окружает.
Киноязык Евгения Степанова отличается ритмом и неповторимой метафорикой. Смородина – не просто ягода, это символ даров земли. Дети – это наше будущее.  Старшее поколение – наша опора.  Точная передача реального материала не исключает его символизации, все дело в том, как мягко совместить эти категории.  Символика не должна быть трудной, она должна быть узнаваемой.
Своеобразный способ осмысления действительности, используемый режиссером, доносит до нас не просто определенную идею, но и выводит ее на общечеловеческий уровень. Вопрос о смысле жизни не имеет универсального ответа. А раз так, то и звучит он в индивидуалистичной формулировке: «А в чем для вас этот смысл»? Это говорится довольно абстрактно и подразумевает простор для десятка разных ответов, каждый из которых верен.  Легкая камера, спонтанное развитие разговора – все это не оставляет ни режиссеру, ни актеру возможности для инсценировки.  Почти все сцены сняты с одного дубля (правда, при съемке животных пришлось потрудиться), и это невольно наводит на размышления: интересно, если бы у Дзиги Ветрова был современный смартфон, как развивался бы отечественный кинематограф?..
Впрочем, речь в фильме идет о дне сегодняшнем, о том, что мы все – единый организм. Пока мы смотрим фильм, сцену за сценой, к ним все время добавляются новые смыслы. И заметить это можно только на этапе финальных титров, когда вроде бы – все, а кажется, что еще многое осталось впереди.  Фильм Евгения Степанова – о том, что наша жизнь тогда имеет смысл, когда сообразуется с вечностью, а задача каждого из нас – сообразить, что он сотворен по образу и подобию Божьему.

Ольга ЕФИМОВА