Новости

































Юрий Милорава о полнометражном художественном фильме Евгения Степанова «Христос-Человечество»


Смотрел полнометражный кинофильм поэта и философа Евгения Степанова «Христос-Человечество».
Он идет час и 10 минут.
Фильм смотрится!
«Фильм смотрится» – так в моей юности сказал режиссер о своем фильме, мне было 17 лет, я работал на киностудии «Грузия-фильм» на мультпроизводстве, фазы рисовал, нужна была справка о работе для вечернего отделения филфака университета, где я учился. Безусловный классик советского кино Михаил Чиаурели пригласил свободных от работы рисовальщиков фаз на просмотр своего, не как обычно  –  полнометражного игрового, а только что снятого кукольного мультфильма.
Мы 20 человек были первыми. После просмотра наступила тревожная тишина и пауза. Классик ее нарушил, он сказал только одно, одно слово: «Смотрится!». Наверно, он сделал такой вывод по атмосфере просмотра среди 20 зрителей и себя самого.
Дж. Д. Селинджер, в прозе которого описан весь ХХ век, назвал свои произведения «домашнее кино в прозе». Эпический мастер Сергей Бондарчук,  с которым, кстати, много общалсяв свое времяавтор картины «Христос-Человечество», делая со знаменитым режиссером интервью, любил снимать у себя в доме домашнее кино.
А это кино Евгения Степанова… Оно о смысле жизни, о близких дома, о его обитателях, людях, животных, о саде, деревьях, растениях, о самом доме, окнах, лестницах, половицах, часах, камине… О душе. И об одомашнивании окружающего, далекого, волшебного, магнетического, жесткого и жестокого большого мира, о России и не только.
Важен, конечно, не сам жанровый вид или подвид искусства, а кто решается нажать кнопку киноаппарата, и с какой идеей. Здесь идея предстает в стихах, в размышлениях о жизни и в глубокой мысли, что человечество, все 8 миллиардов людей, – это всеобщий Христос. Каждый – это бог и часть его, часть бога (всеобщий бог, не только христианский, всеобщий спаситель), и если все люди осознают ценность жизни и продолжения ее п о т о м – они оценят бессмертие свое, и тогда наступит гармония.
Дают право идее на ее существование разные домашние и не домашние подробности отражения видеоряда и состояния человека, многих людей в кадре, и всех деталей кадра, а главное – умение держать удар, ритм и нерв самой идеи. И фильм  подтверждает свое право на то, чтобы его крутить до последнего кадра, как говорили в немом кино, Потому что он цельный, авторский. И потому он – на мой взгляд – смотрится.
В конечном итоге все держит ритм и его живые волны, струи его, а ритм – это всегда диалог с цитатами ритмическими. Мне это отражает в памяти особый ритм фильмов итальянского кинорежиссера и теоретика кино Карло Лидзани, никогда не подчинявшегося пересказу или сюжету. И хотя сюжет и  существовал в показе событий разных временных рамок, но всегда был похож на романтичный бесконечный ритм одного дня, неповторимый ритм одного дня, ритм одного дня целого мира, который больше, чем ритм одного человека.

Юрий МИЛОРАВА
(Россия – Израиль)