Новости

































Обзор газеты «Поэтоград», № 6, 2023


Вспыхивает, как факел, знаменитое стихотворение Льва Озерова, открывающее июньский «Поэтоград»: вспыхивает, освещая потемки бытия лирической интенсивностью и тою правдой слова, чью подлинность едва ли спутать с литературной игрой:

О тебе я хочу думать. Думаю о тебе.
О тебе не хочу думать. Думаю о тебе.
О других я хочу думать. Думаю о тебе.
Ни о ком не хочу думать.
                                            Думаю о тебе.

…Неожиданным юмором перевиты строчки Эльвиры Частиковой, чьи стихи чаще ассоциируются с изысканностью звездного серебра:

Я привязала помидоры,
Чтобы к соседям не сбежали
В их полевые разговоры,
В парник уютный, вроде шали.

Я все бы подвязала туго
К себе: в восторгах вешних древо,
Жизнь ненадежную, супруга —
Любителя ходить налево.

Иронически-бытовыми линиями развивающееся стихотворение скрывает метафизическое постижение яви теми способами, которые концентрирует космос поэта.
Голос Эльвиры Частиковой прекрасно-свободен — полетные стихи, исполненные надежды и любви, зажигаются таинственными огнями, освещая читательскую душу:

Вымощенная мечтой дорога
Приведет, наверное, опять
К белому цветенью у порога
Диких роз, струящих благодать.

Мысленно присяду на скамейку…
Скрипнет дверь по-прежнему, и вновь
Я воображу себе семейку,
Верящую в вечную любовь.

…Стихотворение-призыв Бориса Макарова — памяти поэта Сэсэг Намсараевой — играет, впрочем, совершенно всерьез, тугими мускулами стоицизма. Эта поэзия подразумевают могучую внутреннюю силу, чтобы свершать дело жизни:

Припади,
Пригуби,
Исцелись.
И другому рецепт передай:
Ты устал, но за дело берись
И бороться за жизнь продолжай.

Поэтическое дыхание Александра Поповского словно размывает узоры мороза на метафизическом стекле:

Соседский мальчик пел фальцетом.
Потом всю ночь собака выла.
Жизнь не закончилась на этом,
И в легких не иссякла сила.

Глотая звездные частицы,
Смотрел, как Бог плетет интриги —
Переворачивал страницы
Дыханьем, не касаясь книги.

…Интонация разговорная — легкая и глубокая одновременно (когда в простом часто концентрируется предельно сложное) — предлагается Борисом Борукаевым:

Ты годами, пыхтя, лезешь в гору.
Возвышаешь себя до предела.
Вот и пик. Отдышаться бы впору,
но дыхалка совсем ослабела.

А падение — миг. Исполином
ты срываешься вниз, сознавая:
не подножье горы, а вершина —
ныне точка твоя отправная.

Лапидарные верлибры Евгения Степанова строятся на контрастах: земного и уносящего в запредельность, метафор и прямого высказывания:

ничтожество
ты говоришь сам себе

я люблю тебя
говорит тебе Бог

апрельское солнце
согревает сумрачную квартиру

Коренные понятия бытия формулируются кратко, живописно, мистично — противореча миру эгоизма и прогнившей прагматики:

       О

желтеющая лиственница похожа на смерть
лестница на второй этаж жизни
главное успеть раздать все что у меня есть

Небо, просвечивающее сквозь сумму стихотворений Екатерины Кордюковой, становится ближе… чуткому читательскому сердцу:

Снова раскрыто окно,
Пахнет растаявшим снегом,
Выстиранным полотном
Кажется тонкое небо.

С каждого дерева снят
Снега разношенный спальник,
Нынче, расхристан до пят,
Мир дочитал поминальник

И улыбнулся весне,
Солнцу и редким прохожим.
Тает растерянный снег.
Зимний рассказ подытожен.

Зигзаг литературного кроссворда предлагает проверить собственную гуманитарную эрудицию.
Лето приятнее встречать с «Поэтоградом»…

Александр БАЛТИН