|
Евгений Степанов. Люди истории. Истории людей: Мемуары, заметки, короткие эссе. М.: Вест-Консалтинг, 2021. — 304 с.
Журнал «Нева», № 1, 2023, опубликовал рецензию известного литературного критика Елены Зиновьевой на книгу Евгения Степанова «Люди истории. Истории людей: Мемуары, заметки, короткие эссе». М.: Вест-Консалтинг, 2021.
Автор рецензии пишет: «Евгений Степанов — литератор, поэт, прозаик, в максимально лаконичной форме рассказывает о встречах с интересными людьми и делится впечатлениями от прочитанных книг. В предисловии он пишет: "Жизнь, как сказал поэт, оказалась длинной. Было много встреч, поездок, бесед с разными интересными людьми. Я много лет жил в разных городах и странах. Как литератор я старался зафиксировать моменты, которые, на мой взгляд, наиболее ярко характеризовали моих незаурядных собеседников, либо авторов любимых книг и персонажей фильмов. Постепенно (из разрозненных заметок и публикаций) получилась новая (довольно объемная) книга". Основная часть посвящена писателям. Писателям Золотого века, ведь их произведения и созданные ими образы актуальны и сегодня. Крылов, Пушкин, Лермонтов... Писателям Серебряного века. Обращаясь к их творчеству, жизни, бытованию в современном пространстве, Евгений Степанов делает неожиданные для себя — и для читателя — открытия. Хлебников, предсказавший почти сто лет назад появление Интернета и фейсбука. Чуковский, который "всю жизнь веселил-радовал детей своими стихами, прожил, оказывается, такую трагическую жизнь. Хоронил своих детей, голодал, долгое время был неустроен, гоним. Великий человек". Румынские поэты, декларирующие стихи Есенина и на русском языке, и в переводах на румынский. Среди открытий и неевклидова геометрия акмеизма и футуризма у двух поэтов, Мандельштама и Хлебникова, и абсолютные шедевры Н. Гумилева, и рассказ А. Цветаевой о Колыме. Е. Степанов пишет о великих и временщиках советской литературы, ее бронзового века. Хармс, Зощенко, Шолохов, Бабель, Платонов, Заболоцкий... "Заболоцкий — своими „Столбцами" — дал технологию стиха целой армии современных стихотворцев, многие из которых даже стали далеко известными. И почему-то не вспоминают своего учителя. Я — вспоминаю". Е. Степанов по-новому оценивает то, что читал и чем восхищался в юности. Так, он ужаснулся, перечитав "Двенадцать стульев" Ильфа и Петрова, хотя когда-то смеялся, читая ее. Теперь он оценивает ее так: "чудовищная книга, написанная талантливыми людьми, она служит деструктивным целям". Он увидел в этой книге фактически скрытую антисоциальную рекламу, "где отрицательными, убогими комичными персонажами становятся предводитель дворянства, священник, предприниматели. То есть цвет нации. А героем становится жулик и авантюрист". Портрет люмпена и рейдера международного калибра обнаружил сегодня Е. Степанов в культовом — и когда-то любимом им — стихотворении Светлова "Гренада". Или вот так, разрушая привычные клише: "Опять читал Иосифа Бродского. Восхищаюсь тем PR-ом, который устроили этому абсолютно — на мой субъективный взгляд! — невыдающемуся поэту! И ведь внедрили в сознание, что это и есть поэзия. Бродский, конечно, ни в чем не виноват. Так получилось, PR в России (мире!) больше, чем поэт". Выше Бродского он ставит В. Кривулина, у которого в отличие от Бродского пиара не было. Размышляя о путях к "славе", автор замечает: "Вообще странная у нас страна. Подражатель графоманам превозносится и считается поэтом. Так перехитрить литературную общественность, как сумели это сделать Пригов, Кибиров и другие ловкие ребята, вряд ли еще кому-то удавалось!" Поэт, он много размышляет о поэзии, давая свои определения этому искусству слова. "Поэзия — это то, что нельзя пересказать прозой". "Поэзия — не только душа, но и совокупность приемов, проще говоря — мастерство". Он считает, что "подражать кому-либо, рассчитывая на успех, бессмысленно. Ты можешь (и должен!) писать как хочешь. Только как хочешь! Писать — и получать от этого удовольствие, не ожидая ни похвалы, ни хулы. А награды дают вовсе не за к а ч е с т в о текста. Награды дают по каким-то другим критериям...Чаще всего — политическим". И радуясь многообразию поэзии, называет выдающихся, по его мнению, поэтов современности: В. Казанцев, Н. Краснова, В. Дударев, Н. Гранцева. А. Ширяев, С. Гандлевский, В. Соколов... Е. Степанов родился в 1964 году, окончил факультет иностранных языков Тамбовского педагогического института и аспирантуру МГУ. Печатается с 1981 года. Приехав в Москву в 1987 году, работал во многих журналах, газетах, издательствах, — штрихи к автобиографии во множестве разбросаны по книге. Он встречался с издателями, главными и рядовыми редакторами толстых журналов и, конечно, с литераторами и хорошо знал и знает русский литературный мир. Ю. Ким, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Ч. Айтматов, К. Кедров, К. Ковальджи, М. Кудимова, Г. Айги, В. Солоухин... Многие ушли из жизни. Е. Степанов добавляет колоритные, значимые штрихи к портретам великих и гениальных, не только писателей, но и художников, журналистов, актеров, политиков. Книгоиздатель, главный редактор журнала "Дети Ра" и портала "Читальный зал", он, находясь в эпицентре литературной жизни, из коротких заметок создает многоликий пейзаж современной русской литературы. Как литератор он озабочен грубыми подделками, выдаваемыми за литературу, как издатель — отсутствием системы распространения книжно-журнальной продукции, столь мощной в советские времена и столь "успешно" разрушенной. "Две беды сейчас для русского мира — это Украина и полное одичание. Люди не хотят читать. Такого при Советской власти не было" (Из беседы с С. Куняевым, 2014). В своей книге Е. Степанов фиксирует отдельные мгновения, драматичные и анекдотичные ситуации, поразившие его высказывания именитых собеседников, приводит цитаты из публицистических работ, и много стихотворений — любимых, важных. Он умеет разрушать устоявшиеся штампы, взглянуть на знакомое свежим взглядом, в ином ракурсе показать привычное. Когда-то Ю. Мамлеев предупреждал Е. Степанова, что нельзя насовсем уезжать из России. "Запад нас ненавидит. Не понимает и ненавидит. Счастья Вы там не обретете, как не обрел я. А здесь, дома Вы пригодитесь. Здесь у Вас больше шансов для самореализации... Я не послушал совета писателя и сделал потом несколько попыток прижиться на Западе — во Франции, Швейцарии, США, Германии... Если честно, ненависти я не встретил, обрел много друзей, был счастлив в любви, но в чем оказался прав Ю. В. Мамлеев, так это в том, что шансов для самореализации у меня, русского литератора и издателя, действительно больше дома"».
Сергей КИУЛИН
|