Новости

































Обозрение журнала «Зинзивер», № 1, 2023


«Метафизический театр» как модель жизни: бесконечная пьеса, режиссер которой неизвестен, и каждый мнит себя исполнителен главной роли; «Метафизический театр» Светланы Еремеевой разворачивается словесной панорамой индивидуальности поэта, проживающего собственные стихи предельно всерьез:

За окнами палящая зима
Прожорливое поедает солнце,
Кору деревьев, фонари, дома.
Ни тени от зимы не остается.

За окнами затмение зрачков.
Я вслушиваюсь в пустоту
Густую.
Там черные, как пролитая кровь,
Пронзительные голоса
Бушуют.

Тайна хорошо определяет поэзию Еремеевой — плотную и легкую, воздушную и вещную…
…Плотность предметного мира, бесконечного жизненного скарба сияющими ворохами возникает в поэзии Стефании Даниловой, когда длинная строка свидетельствует о жажде ничего не потерять из роскошных подробностей мира — пусть мучает грусть, пусть печаль ставит свою печать:

Новый год? Да не смешите, мы видали поновей.
Каждый петербургский житель в сердце носит суховей
Или что еще похлеще: ураган или тайфун.
Море черное расплещет старенький магнитофон,
Там, где я, как хоббит, ростом и ем кашу по утрам.
Там, где было очень просто хулиганить по дворам.
Жать звонки седым соседкам, до инфарктов доводя.
Палисадниковы ветки, самокат по площадям,
кипарисы Партенита, козы бегают в Керчи.
В окна тянет, как магнитом, гроздья спелой алычи.

…Прозаически — без привычного строфического членения записанное стихотворение Ольги Ефимовой – предложит историю, мешающую в себе психологию и внешний мир, данный через обилие деталей, и каждая так кругло и вкусно выявлена стихом:

Отец Андрей надел фелонь. Внезапно в горле запершило. Терзаем смутною виной, он чувствовал себя паршиво, встречая благостную рань и с мыслями собраться силясь. Ладони холодила ткань и мягким золотом светилась.

…Она вбежала в темный храм: на всенощной тушили свечи; тонка — натянутый вольфрам, дрожали сгорбленные плечи, потерся на губах сухих блеск вазелиновой помады. Дверь хлопнула. Народ притих. Погасли свечи и лампады. Рассеялся белесый дым от серебристого кадила.

Краткие — в основном — стихи Юрия Казарина — лучатся смысловой мощью; иногда стихотворение — единая поэтическая фраза, развернутая на несколько строк. Тогда, словно спускаясь-восходя по их ступеням, обретаешь интереснейшие ощущения, дополняющие твой, читательский, опыт:

И жизнь, и смерть — какое лето:
прищур, затяжка, сигарета —
и пламени дрожит вода,
как мозг отчаянья и льда,
чужая тень ночного света
сквозь сумрак брошена сюда
в черемуховые зрачки,
все остальное — призрак сада
и яблоко большого взгляда,
и белой бабочки очки,
чтобы могли в себя смотреть
и жизнь, и смерть…

Компактные формулировки Любови Берзиной напоминают своеобразную поэтическую математику: картины, представляемые поэтом, порою пышны, как византийская роскошь, и оттенки, тонко вплетаемые в словесную вязь, добавляют произведениям высоты:

Впадают лиственницы в сон,
Густых кустов горят костры,
Бросает ветер, разозлен,
Под ноги желтые ковры.

Река стальною полосой
Сверкает между берегов,
Рыбак сидит едва живой
И ждет невиданный улов.

Зыбкость бытия, шаткость человеческих ощущений интересно показаны в поэтическом космосе Александры Крючковой:

В миллиметре от…
Жизнь одна… Смерть бледна… Цель видна…
Сколько песен и лет
Жду заветных примет…
Я — плачу… Сон — к плечу… Я лечу
из…
           над…
                         на…
Свет…

В миллиметре от…
Белый флаг… Черный Маг… В душах — мрак…
Сердцу в полночь завыть —
Тщетно жаждет забыть
Горечь бед… Соль побед… Смысла нет
вдоль…
               по…
                        так…
Плыть…

Расходятся линии строк… словно шатаются условные ступени бесконечной лестницы, и вдруг – исчезает она, открывая возможности великолепного полета…
Духа…
Души.
Сплошные (как поток сознания!) тексты Елены Талленики словно втягивают в себя все, чем жив поэт, чем дышит его язык, и, организованные внутри не просто, вспыхивают чудесной ясностью постижения сердцевины собственной души — чем и делится автор:

индиго на картинах ноября
как все что вечно умирает рано
день завершая в сумраке души
и по углам свободным от икон
не сплю шуршат в колодезной ночи
плодясь воображенья тараканы
от множества их пухнет голова
куда их деть в отсутствии окон?

Кристальная ясность поэзии Андрея Торопова дает богатые смыслы — словно погружение в прозрачные слои воздуха поэзии,  льющейся, поющейся, пространно-всеобщей:

Новые книги не греют,
Старые книги поют.
Те, кто сегодня болеют,
Завтра отсюда уйдут.

К чистому, чистому небу,
К синему до «не могу»,
К мирному, мирному хлебу,
К школьным салазкам в снегу.

С теплого неба ночного
Смотрит звездою поэт.
Будет все сразу и снова,
И выключается свет.

Своеобразно — очень современно и через аспекты вечности — толкуется любовь, эта альфа бытия, в поэзии Евгения Степанова:

Я микрокосм, песчинка, сбой программы,
Не важный босс, но черноземный смерд.
Я не умею жизненные драмы
Преображать в мелодию и свет.

Мой интеллект, не отрицаю, куцый.
Респект и уважуха мудрецам.
Я не фанат новейших конституций
И в темноте, как светоч, не мерцал.

Но иногда, когда мне говорила
Моя любимая, любя, а не коря,
Что все же я не конченый дурила,
Тогда я думал, что живу не зря.

И вот тогда я мог свернуть и горы
И клал с прибором на босяцкий быт,
И с Богом вел неробко разговоры.
Но я надеюсь, Бог меня простит.

Густ космос поэта, насыщен язык его поэтических высказываний.
…Порой жизнь кажется чьим-то издевательством над личностью, но поэт, всегда ориентирующийся на высоту духа, на световую вертикаль, знает, что это не так, несмотря на тяготы существования здесь, на земле:

все равно продолжается жизнь
все равно я смотрю ввысь
потому что Бог это любовь
а любовь это ты

как тевтонец гремит броней
этот мир — на меня ползет
все равно продолжается жизнь
все равно я смотрю ввысь

И есть восторг бытия — детски-наивный, прекрасный восторг расширенных удивленно глаз, ведь снова летят совершенные снежинки, и:

Невыразима жизнь-зима,
И падают снежинки с неба.
А мне дается задарма
Восторг быть родственником снега.

Поэтический пантеон Евгения Степанова насыщен… борениями и счастьем, превозмоганием себя, и – гармоничным существования в себе самом.

Первый номер «Зинзивера» в этом году плотно дает богатства современной поэзии: стоит вчитываться, вдумываться, вчувствоваться…

Александр БАЛТИН