|
Обозрение журнала «Литкультпривет!», № 2, 2023
Тишины и добра… О, субстанции эти столь необходимы реальности, и Яков Шафран, фиксируя в слове насущность оных, точно ловит главное — нужное миру, но… не получаемое им:
В Новороссии кончилась осень, Опаленная степь до Днепра, Что у неба давно уже просит Тишины на земле и добра.
Стих Шафрана живописен, и, предлагая видовые калейдоскопы, поэт обязательно просвечивает их огнями мысли и векторами ощущений, позволяющими точнее прочувствовать предложенную реальность. Новый номер «Литкультпривета!» предлагает разные варианты современного слова, просвеченного художественностью поэзии. Нежностью и домашним теплом тихо светится стихотворение Евгения Харитонова:
Петухи заре пропели. В будке дремлет старый пес, Как ребенок в колыбели. Из какой-то темной щели Тени высунули нос.
Словно и нету бурь жизни, и деревня осталась прежней… Стоическая музыка Евгения Степанова тяготеет к компактности, краткости, афористичности, завораживая умной силой и точным отношением к жизни:
Я, как взрывчаткою шахид, бедой, проблемами обвязан. Война гремит, душа болит. Но жить я все-таки обязан. Обязан выдержать накал страстей и битву за идею, Ведь я покуда не раздал все, что имею.
Жить, жить… Щедрость дара жизни искупает все беды – все, с лихвою. Метафизика Евгения Степанова связана своеобразно с движением вперед: на бесконечном пути к победе (прежде всего, духа!) выделяется благотворная энергия, одолевающая даже время:
Я знаю: я не смог. Простите человека! Не снег сбивает с ног — исчезновенье снега. А время прет, как танк, мои седеют патлы. Все так — тик-так, тик-так стучат часы, как дятлы. Я не Мафусаил, ну что же здесь такого?! Родился — и забыл, скончался — вспомнил снова. Все так — часы спешат, стучат часы с кукушкой. А мир гремит, как град, как мальчик с погремушкой.
Бесконечность жизнелюбия! Такова характеристики поэзии Николая Ерёмина, чьи строки вспыхивают световыми гранями, не допуская ленности души, отрицая провалы во тьму:
Ее стихи – желание любви Божественной и страстно-бестелесной… Она одна – такая – меж людьми: Поет стихи – и нет ее прелестней… О, верить в непорочное зачатие И петь о нем – хорошее занятие!
И Шамбала, возникающая мимолетно в стихотворении, дает образ счастья:
Как хорошо, разбередив фантазию, Идти и ехать из Европы в Азию… О, миражей волшебные минуты! О, Шамбала, счастливая страна, Хоть нет тебя на карте почему-то, Во сне и наяву ты мне видна...
Велика энергия поэзии Сергея Прохорова; и музыка, сопровождающая поэта, отливается в разные ритмы:
В звуках музыки до вскрика Я живу, душою пьян. Пианино есть и скрипка, И гитара, и баян. Иногда на них играю, Бью по клавишам, смычком, От пупа меха тягаю Про Камыш и Сулико.
Философически исследуя феномен жизни, поэт приходит к противоречивым выводам, но их многообразие не отрицает счастья:
Хорошо, наверно, умереть, Ни тебе волнений и ни страха, Жаль не слышно, как щебечет птаха, Крылышки, присев, на солнце греть. Хорошо, наверно, умереть, Когда радость уж давно не в радость, Жаль, что не увидишь майских радуг После ливней в грозовой поре.
Счастье должно быть! И поэзия – один из вариантов оного. О чем и свидетельствует поэзия очередного номера «Литкультпривета!»
Александр БАЛТИН
|