|
Обзор журнала «Футурум АРТ», № 2, 2022
Огнь будущего, возможно, вспыхнет совершенно новым, мир меняющим словом? «Футурум АРТ» покажет… Густота и плотность словесной вязи Владимира Алейникова обтекает действительность медом, играя красками, помещенными внутри оной густоты:
Сумел тебя я ныне навестить, Река моя, — и радуюсь при встрече, Как в те года, которым — так и быть! — Стеной стоять за преданностью речи. Сумел бы я и нынче наверстать Затерянное в роздыхе удачи — Да ей страницы легче пролистать, А быть неизъяснимою — тем паче.
Поэзия, в сущности, и есть работа с неизъяснимым, работа повышенной тонкости и виртуозной ювелирности, что и демонстрирует Владимир Алейников… Мощь «Дерева», встающего ветхозаветно! С необыкновенною силою будто прорастает, взяв корни в словах, в то метафизическое небо, которое мерцает вечностью, к какой и обращена, собственно, поэзия:
Полынь горючая, клонящийся ковыль. Степная кровь! Ты значишь слишком много. Ты в земли эти впитывалась долго — То каплями, то щедрыми ручьями, То реками, то буйным половодьем — Не потому ль так мягок чернозем, Так плодоносен?.. — Дерево встает В багровом обрамлении заката, Корнями вглубь уходит, ввысь — вершиной, Подъемлет ствол, надежно защищенный Пахучею, смолистою корою, Раскидывает крону широко…
«Ветви дорог» Евгения Морозова интересно расходятся, суля разные занимательные объекты, требующие описания, предлагая возможности усложненного, индивидуального поэтического пути:
Хлопнув дверью, я вышел тихо — было лето, еще не зной, воздух, пахнущий земляникой, плыл зеленый, речной, лесной... Плыл сквозь стены, висел над крышей, прикасался тепло щекой, стыл в деревьях, сползал неслышно, трогал травы живой рукой...
Живая жизнь пышно дышит в произведениях Евгения Морозова. …Что только – из реалий мира – не втянуто в поэтический водоворот Евгения Степанова: тут даже персонаж из некогда знаменитого фильма; отвратный, тяжелый персонаж становится объектом поэтического исследования:
Предатель Кротов был своим в Гестапо. Предатель Кротов был страшней сатрапа. И, землю убивая и топча, Он был страшней садиста палача. Среди убийц, предателей, сексотов Был самый страшный, самый грешный — Кротов.
Прекрасна метафизика Евгения Степанова, стоическая и скорбная, и – одновременно по контрасту – неизбывно нежная:
Я грешный человек-дрова, Я стану черною золою. Я грешный человек-трава, И плоть моя срослась с землею. Я вешний человек-вьюнок, Тянусь в заоблачные выси. Я был бы счастлив, если смог Родиться — в будущем — в Тбилиси.
Остро вспыхивают и одностишия Евгения Степанова, показывая парадоксальность обыденного мира: Пошел в магазин за хлебом, а вышел на финишную прямую. Обычное дело. Ярко зажжены басни Александра Олейникова: они смешивают бытовое, повседневное и запредельное… Составленные из строк отточено-виртуозных, играют они… современной моралью, как шариками, что… вышли из употребления:
Две вши, а вошь блохе сродни, Однажды были не одни. Сказать всю правду если вам, Кусали льва, то здесь, то там. Пытался грызть и бить хвостом, Но бесполезно все, притом. Мораль сей басни такова: Иная вошь сильнее льва.
Таким образом, очередной номер журнала «Футурум АРТ» показывает, насколько русское поэтическое слово – потеряв аудиторию, сузившуюся фактически до самих пишущих – не потеряло ни силы, ни красок, ни онтологического обаяния.
Александр БАЛТИН
|