|
Тамара Жирмунская, «Никто не прав, никто не виноват», М.: Вест-Консалтинг, 2020
Осеннее одиночество тишины распускается красивым цветком стихотворения:
Веет осенью. Тишина. Я иду под чьими-то окнами, Не усталая, не одинокая, Просто я сегодня одна. Фонари надо мной зажглись. Клены Желтые звезды сбросили. Я беру на память об осени Горьковатый, в морщинах, лист.
Терпкая крепость стихов Тамары Жирмунской пьянит, как старое, благородное вино.
…Лист, упомянутый в строке, ощутим, и его вещественная элегичность позволит и читателю взять оный в руку.
Стихи Жирмунской пропитаны фактурой горького опыта, крупного, как соль:
В затемненной оттаявшей кухне, Где до ночи сидела одна, Я тогда тосковала по кукле Так, как будто живая она. Я мечтала... Но мама сменяла Нашу куклу-красотку в пути На кусок драгоценного сала, Чтоб живою меня довезти.
Жизнь и кукла – тяжелое противопоставление, непонятное ребенку.
Люди-куклы… в чьих руках?
В чьей воле?
…Веками ищутся ответы.
Поэзия Жирмунской совмещает конкретику мира, элегическую легкость, грациозную пластику строки.
…Вдруг разносятся ритмы, кажущиеся простонародными, играющие оттенками… сказа:
Родственники из города — В синие сени с холода. Валенком — о скребок, Шапкой — под потолок С голубыми прорехами. Кто-то из двери: — Ох! Наконец-то приехали!
Ядрено, крупно, просто, выпукло.
…Своеобразно мерцает метафизика поэта, отчасти отдающая изломами абсурда, вместе с тем – постигающая повороты действительности, той, какая выпала на долю поэта:
Примите в камеру хранения Не чемодан и не плетенку — Мое дорожное смятение, Мое постыдное хотение Опять забиться в комнатенку.
Книга Тамары Жирмунской, выпущенная издательством Евгения Степанова «Вест-Консалтинг», наименована глубоко: «Никто не прав, никто не виноват»; мудрость, заложенная уже в названии, переливается красками знания жизни и такими оттенками, что сразу задумаешься о своей, читательской, судьбе.
Многое смешано в алхимических сосудах книги: история и современность, воспоминания и фантазии, листья лет и мелькнувшие ленты кино, онтология ощущений, горечь, счастье; многое смешано так, что огни, вспыхивающие при чтении, ярко освещают предложенное поэтом: и яркость эта свидетельствует о поэтической подлинности и высокой мере дарования.
Александр БАЛТИН
|