Новости

































Тамара Жирмунская, «Никто не прав, никто не виноват», М.: Вест-Консалтинг, 2020

Осеннее одиночество тишины распускается красивым цветком стихотворения:

 

Веет осенью.
Тишина.
Я иду под чьими-то окнами,
Не усталая, не одинокая,
Просто я сегодня одна.

Фонари надо мной зажглись.
Клены
Желтые звезды сбросили.
Я беру на память об осени
Горьковатый, в морщинах, лист.

 

Терпкая крепость стихов Тамары Жирмунской пьянит, как старое, благородное вино.

…Лист, упомянутый в строке, ощутим, и его вещественная элегичность позволит и читателю взять оный в руку.

Стихи Жирмунской пропитаны фактурой горького опыта, крупного, как соль:

 

В затемненной оттаявшей кухне,
Где до ночи сидела одна,
Я тогда тосковала по кукле
Так,
        как будто живая она.
Я мечтала...
                       Но мама сменяла
Нашу куклу-красотку в пути
На кусок драгоценного сала,
Чтоб живою меня довезти.

 

 

Жизнь и кукла – тяжелое противопоставление, непонятное ребенку.

Люди-куклы… в чьих руках?

В чьей воле?

…Веками ищутся ответы.

Поэзия Жирмунской совмещает конкретику мира, элегическую легкость, грациозную пластику строки.

 …Вдруг разносятся ритмы, кажущиеся простонародными, играющие оттенками… сказа:

 

Родственники из города —
В синие сени с холода.
Валенком — о скребок,
Шапкой — под потолок
С голубыми прорехами.
Кто-то из двери:
— Ох!
Наконец-то приехали!

Ядрено, крупно, просто, выпукло.

…Своеобразно мерцает метафизика поэта, отчасти отдающая изломами абсурда, вместе с тем – постигающая повороты действительности, той, какая выпала на долю поэта:

 

Примите в камеру хранения
Не чемодан и не плетенку —
Мое дорожное смятение,
Мое постыдное хотение
Опять забиться в комнатенку.

 

Книга Тамары Жирмунской, выпущенная издательством Евгения Степанова «Вест-Консалтинг», наименована глубоко: «Никто не прав, никто не виноват»; мудрость, заложенная уже в названии, переливается красками знания жизни и такими оттенками, что сразу задумаешься о своей, читательской, судьбе.

 Многое смешано в алхимических сосудах книги: история и современность, воспоминания и фантазии, листья лет и мелькнувшие ленты кино, онтология ощущений, горечь, счастье; многое смешано так, что огни, вспыхивающие при чтении, ярко освещают предложенное поэтом: и яркость эта свидетельствует о поэтической подлинности и высокой мере дарования.

Александр БАЛТИН