Новости

































Виктор Петров, «Взлет креста», М.: Вест-Консалтинг, 2022


Самое простое может оказаться самым сложным – если смотреть в корень явления, в самую сущность феномена…
Оттого:

Голос звал в осенние просторы –
Одинокий голос из-за туч,
И хотелось самого простого:
Чтобы солнечный явился луч.

В силе и звоне волшебного солнечного луча раскрывается новая книга Виктора Петрова «Взлет креста» (издательство Евгения Степанова  «Вест-Консалтинг», 2022) – названием своим уже давая вариант одухотворения действительности, той нашенской реальности, что завязла избыточно в материальном, запуталась в блескучих соблазнах.
…Жизнь прорастает – через загубленную былую; поэт, необыкновенно, как своеобразный живой сейсмограф чувствующий вечную плазму жизни, живописует сильно:

Загублен храм на том холме,
Куда всходили мы с тобой.
И раны стен, и свет во тьме
Являли зло наперебой.
От капищ траурная гарь,
И не сбылась благая весть,
Но там, где осквернен алтарь,
Не зря гнездо соколье есть!

Раны стен болью ударят в бубен мозга, но соколье гнездо, подразумевающее дальнейшую высоту полета обитателей, внушает радугу надежды.
Необычна метафизика Петрова – равно его ощущение слова:

Смотрите: мукою Христовой
Искажены мои уста!
Я думал: слово – это слово,
А слово – это взлет креста…

Сквозь страдание – взлет; сквозь муку родится небесная мука, из которой взойдут, подчиняясь дару мастера, питательные духовные хлеба…
Необыкновенными цветами распускается звукопись поэта:

Змеится текучее пламя поземки,
И сбитая птица летит в буерак.

Звенящая перекличка «з» и глуховатая поступь «п» хороши сами по себе – можно раствориться в звуке, даже отвлекаясь от содержания, тяжелого – в контексте конкретного стихотворения.
Осознание доли и ответственности поэта пламенеет в поэзии Петрова:

Моя прервется поступь –
Звезда падет во тьму.
Иду, как шел апостол,
К распятью своему.

Тут невозможны языковые игры, ибо жизнь одна, как сердце, бьющееся ритмами поэзии; как путь, ведущий к распятию, подразумевающему взлет.
Глобальность пронизывает мистерию поэта, и Гамаюн, возникающий сакральным образом, вызывает множество ассоциаций, ибо существует… дорога дорог:

Расхристан, как темный язычник, и юн,
Я в идола верил, и бог был не Бог,
Но смолк и задумался мой Гамаюн,
И вздыбилась к небу дорога дорог.

Дорога дорог, подразумевающая «Взлет креста», – ту силу, что явлена Виктором Петровым суммами созвучий, озарений, страданий; ту, что, укрепляя дух, предлагает подлинность – вместо пустоты псевдосуществования большинства.

Александр БАЛТИН