|
Гулаговская одиссея. К 115-летию со дня рождения Варлама Шаламова
Автор портрета Варлама Шаламова Ненад Чуркович
Ярая мясорубка ГУЛАГа, не смоловшая дух Варлама Шаламова, не смогла перекрутить его восторг перед миром:
Я беден, одинок и наг, Лишен огня. Сиреневый полярный мрак Вокруг меня. Я доверяю бледной тьме Мои стихи. У ней едва ли на уме Мои грехи.
Почему-то чается, видится, что главное дело здесь заключается в необыкновенности полярного мрака, чья сиреневатость лишает его стойких негативных свойств мрака привычного, и, доверяя стихи ему – полярному – поэт доверяет их небу, чью волю не понять… В частности – по отношению к судьбе Шаламова, утверждавшего, что лагерный опыт не имеет никаких позитивных измерений. Аввакум – его духовный брат, брат-бунтарь, оттого обращение к протопопу, взмывающему мучительным огнем в небеса, естественно, как дыхание:
Не в бревнах, а в ребрах Церковь моя. В усмешке недоброй Лицо бытия. Сложеньем двуперстным Поднялся мой крест, Горя в Пустозерске, Блистая окрест. Я всюду прославлен, Везде заклеймен, Легендою давней В сердцах утвержден.
Чеканная мощь стиха переливается необыкновенной красотою строчек, завораживающих и силой, и логикой бунта… Слава и клеймо союзны, как любовь и страдание, что – порою – придает жизни совершенно невыносимый окрас… А вот – замечательный «Букет», точно подносимый миру со спокойствием, исключающим атомы бунта, словно всеприятие жизни уже прошло сияющими лентами сквозь сердце поэта:
Цветы на голом горном склоне, Где для цветов и места нет, Как будто брошенный с балкона И разлетевшийся букет. Они лежат в пыли дорожной, Едва живые чудеса... Их собираю осторожно И поднимаю – в небеса.
Разные краски определяют поэзию Варлама Шаламова, его стихи, всегда стянутые золотыми нитями индивидуальности; но именно это разное и позволило сложить поэту свой сияющий, сквозь неимоверное страдание проверченный свод, вознесенный в метафизические небеса.
Александр БАЛТИН
|