ОБЗОР ЖУРНАЛА «ФУТУРУМ АРТ», № 1, 2024
Иронию с метафизикой причудливо соплетая, творя интеллектуальный орнамент поэмы «Звезда Мафусаил», Константин Кедров, будто исследует свойства времени, в том числе и в прозаизированной части поэмы, где возникает — гулким храмом — пустующий театр Любимова; а до этого — поется, закручиваясь:
Вампир он стал еще вампирестей А звери сделались зверее Шекспир он стал еще шекспирестей А Лев Толстой еще толстее Стал Хлебников намного хлебнее Кручёных стал намного круче Якунин Глеб еще стал глебнее Тучнее в небе стали тучи…
И — «Формулу Андрея Рублёва» выводя, включает поэт огни особой духовной тайны, приближение к разгадке которой определяет энергию стиха:
Звучат мне глуше и глуше Живые и мертвые души Когда-то придумали числа Фанатики здравого смысла Подозреваю что не скоро Мой голос вырвется из хора Побежим мы оба вслед за собой Наперегонки со своей судьбой…
Двумя поэмами Кедрова открывается номер журнала «Футурум АРТ», продолжающийся поэтическими взлетами Евгения Степанова, связанными с пропусканием действительности, ее онтологического опыта через призмы и фильтры собственного дара:
Хочу себе помочь и за полночь забыться В невероятном сне и долго жить во сне, Где место есть любви, везде родные лица, А места нет вражде, разлукам и войне. Хочу себя понять, себе пеняя строго, На что я разменял седьмой десяток лет. Что буду говорить, когда увижу Бога? И скажет ли Господь мне что-нибудь в ответ?
Вечная безответность запредельности манит, рождая в душе тонкие интеллектуальные орнаменты, звучащие мелодией стихов. Ироничная прозрачность мысли работает парадоксальными поворотами оной:
— Не слишком сильно нагрешить, То, что затеял, завершить, Секунду каждую ценя. Такие цели у меня. — А у меня другая цель: Хочу взять в жены топ-модель, Богато жить и не скорбя. — Что ж, я могу понять тебя.
Много игры оттенков в поэзии Евгения Степанова, много граней познанного строками рассекают косную реальность… Точные картины, нарисованные Анной Григ, словно подчеркиваются своеобразным использованием рифмы — легкой и летучей, словно невзначай венчающей строки, и — пропадающей иногда:
мне нравится когда темно и ночь с луной не спят на пару и лишь машин слепые фары нет-нет — взъерошат весь уют когда деревья зашептав встают в сплошные силуэты так — будто скульптором воспеты и ветерки сквозь них снуют…
Омограммы Александра Савостьянова складываются в формулы мысли и образности, лапидарность демонстрируя — как наиболее выигрышный прием:
УДАЧИ! ПРО РОК СПАСИБО! — У ДАЧИ ПРОРОК СПАС ИБО…
Савостьянов также предлагает вниманию читателей интересные палиндромы: ящерки пробегают, отбрасывая хвост: о! он отрастет опять — с какой стороны не рассматривай ящерицу:
О, шорох?! Отрезал лазер-то хорошо.
Причудлив и занятен палиндром поэта и доктора филологических наук Александра В. Бубнова, адресованный юбилею Степанова:
…Он — Женя Степанов, он — Аз, и Буки, и Веди вид, и видевии куб, и заново напет с «Я» нежно…
Верлибры Анны Григ демонстрируют полноту необычности человеческих желаний, зажигающихся порой… столь странно для самого человека:
стоя на перроне в ожидании поезда я вдруг поймал себя на мысли что хочу быть плитой прибитой в метро в 1965 году или рельсами проложенными там же еще раньше хочу оторваться от этих чертовых — ‘наших дней’ и утонуть в некотором-смысле-идеальном освещении прошлого мира…
Юрий Тубольцев трактует жизнь через афоризмы, посвященные альфе человеческих чувств — любви:
Что бы ты ни делал — ты ищешь любовь!
Семь рассказов Алексея Розенберга фокусируются на моментах, представляющих действительность через ракурсы определенного события, и поэтичность авторского стиля словно приближает рассказы к жанру стихотворения в прозе. Алла Новикова-Строганова исследует творчество Н. С. Лескова, погружаясь в пучины душистой, самоцветами пересыпанной прозы. Нина Краснова вдохновенно и обстоятельно рассуждает о книге стихов Евгения Степанова «Младший брат травы»… Номер журнала показывает необычайность всех современных пластов русской поэзии, ее игру жемчужин и переливы рубинов, ее метафизическое золото, способное обогатить душу.
Александр БАЛТИН
|