|
«РОССИИ ДУХ НЕИСТРЕБИМ»
Интересно ли теперь, жизнь спустя, когда ностальгия по Союзу приобретает радужный окрас, соприкоснуться со стихами Юрия Андропова — игравшими в его жизни серьезную роль?
Да, все мы — смертны, хоть не по нутру Мне эта истина, страшней которой нету. Но в час положенный и я, как все, умру, И память обо мне сотрет седая Лета. Мы бренны в этом мире под луной: Жизнь — только миг; небытие — навеки. Крутится во вселенной шар земной. Живут и исчезают человеки.
Мотивы вечности, очевидно, владели сознанием правителя, вынужденного вариться и вращаться в сиюминутности, и стих его, отсылая ко классическим образцам, свидетельствует, сколь все мы связаны смертью… Увы… Монументальный сборник «России дух неистребим», выпущенный издательством «Вест-Консалтинг», представляет поэтов МИДа, творческих союзов, участников СВО и жителей новых российских территорий, открывается предисловием Министра иностранных дел РФ и поэта Сергея Лаврова. А вот и стихотворение самого Лаврова; сквозь него пропущен вибрирующий нерв истории, соединяющий с современностью. И строки ладно ложатся друг к другу, рассматривая бездны былого сквозь призмы художественного инструментария:
Был Посольский приказ, и послы выполняли приказы, Чтоб удельных князей потеснее с Москвою сплотить. Дело шло нелегко, создавалась Россия не сразу, Дипломаты старались ей верой и правдой служить. И служили стране, ее нерв сквозь себя пропуская, И учились искусству, как ладить и как торговать, И учились, как жить, по заслугам других уважая, И учили других, как Россию всегда уважать.
Интересно — своеобразным метафизическим пунктиром — работают стихи Кирилла Барского, варьирующие вечные темы:
Человек — то нотка, то пауза, То лодка без паруса, То волны и яхта — Быстрее неполного такта. Вот так-то! Если нет ни ноты, ни голоса, В блокнотах лишь полосы — Какой уж тут пафос!
Правды истории взыскуя, проводит Александр Бессмертных свой «Поиск»:
В людском потоке пыль, В людском потоке явь. Но застилает быль Мятежность бытия. Здесь кто оставил след — Палач или святой? Нам отвечают: нет, То был пастух простой.
…То плазма гудит народная; и пастух, изъятый из нее, становится бессмертным персонажем бытия. Подвиг павших работает в памяти живущих: так пепел Клааса стучал в сердце, и Сергей Коняшин, посвящая стихотворение памяти Александра Матросова, глаголит:
Распят на неприступной амбразуре, Я кровью медленно и долго истекал. С жестоким треском тело рвали пули, Свинец кипящий мое сердце протыкал. А память болит…
Память – народная, которую не вообразить в целостности, но каждый — представитель ее:
Сегодня к сынам своим верным Россия идет на поклон. Всем тем, кто погиб в сорок первом, Кто в сорок втором не рожден. Кровавая рваная рана На теле России болит. Она, как костыль ветерана, Как старый осколок в груди.
Точно и жестко формулирует Владимир Пряхин: «Кто в сорок втором не рожден…» — и раскат строки щедро отзывается в читательском сознание альфой трагедии. Интересно и разнообразно составлен сборник: опытные сотрудники, зубры дипломатии, профессиональные поэты, а вот, например, студент МГИМО Егор Копосов:
Как много важного рутиной едкой стерто Из нашей памяти. Ведь каждый день не прост. ...Две хрупких девушки в военных гимнастерках Нам в наше прошлое прокладывают мост.
Молодость, осознающая невозможность забвения, необходимость световых коридоров памяти… В предчувствие света, в ожидание его, необходимого, развернутся стихи Светланы Савицкой:
День морозный пророчит прогноз. Будем бегать по углям дорог, Кто с сарказмом, а кто и всерьез — Раскаленными ступнями ног. Хоронясь от сумы и тюрьмы… И… войны… как бы в лужу не сесть! И… дожить бы до Света, чтоб мы Не утратили разум и честь.
Есть нечто общее у большинства стихотворений, представленных в сборнике: затаенная горечь и легкая, нежная надежда, словно окрыляющая души… Стихи Евгения Степанова, создавшего издательство «Вест-Консалтинг», в котором и вышла книга, и организовавшего целый ряд ставших известными литературных изданий, горят рубинами боли и светлым солнцем надежды, совмещая исторические пласты с обыденностью современности, столь быстро уходящей в историю:
Псы-рыцари ползут на Русь Веками, по знакомой трассе. И я ответить не берусь, Кто их спровадит восвояси. Псы-рыцари… Их план бесов; Сулят дары славянам щедро. Хотя интересуют псов Лишь наши земли, наши недра.
Большой подборкой имен представлены стихи Донбасса. Дипломатия — миссия объединяющая… Поэзия дипломатов показывает, насколько разнообразным космосом живы люди и сколь необходимы рифмованные созвучия тем, у кого не усохла душа.
Александр БАЛТИН
|