ОБЗОР ЖУРНАЛА «ДЕТИ РА», № 2, 2024
Точно и с легкой, питательной иронией, уверенно и верно, стопроцентно и абсолютно обозначает Нина Краснова, чьими стихами открывается очередной номер журнала «Дети Ра», сущность поэтического действа:
Запряги Пегаса белой масти
Со своим особенным тавром.
Творчество должно на первом месте
Для поэта быть, не на втором.
На втором, на пятом и десятом
Все другое вечно быть должно,
Это ясно даже и детятам,
Это ясно детям даже, но
Если по причине той и этой
Ты нарушишь мест порядок, да? —
Песенку твою считая спетой,
От тебя сбежит Пегас тогда.
Великолепно работает отлаженный механизм стихотворения, противореча скучному и косному везде воцарившемуся прагматизму…
Легкие ручьистые звоны всегда свежо наполняют созвучия Красновой, не отворачиваясь от изнаночных вариантов жизни; поэт словно раскрывает миру еще неведомые ягодные поляны поэзии.
Евгений Минин выступает своеобразным метафизиком, будучи известен как остро-виртуозный пародист, и, исследуя тайники собственных ощущений, делится с читателем щедро; строка закипает, открывая световые тайники надежд:
стартует неделя — бегут сумасшедшие дни
будильник для них — стартовый пистолет
захлебываешься во времени — не утони
рано еще болтать с боженькой тет-а-тет
он еще не открыл свой для общенья чат
радуют ветви вновь молодою листвой
птицы поют за окном кошки рядом урчат
смотрит жена в глаза — если открылись — живой…
Сквозным дыханием пронизанные строфы Валентина Нервина, словно вибрируют благородно на онтологическом ветру реальности, туго стягивая историю и современность, богато играя ассоциациями и их оттенками:
По дороге на Черную речку
начались Окаянные дни.
Не гаси поминальную свечку,
заодно и меня помяни.
От Воронежа до Магадана,
дорогая Отчизна, пора
помянуть Александра, Ивана,
Михаила, Бориса, Петра…
Мы хлебнули из пушкинской кружки
и до срока сошли в Интернет.
Мощно, с густой звукописью, врываются в мир созвучия Германа Власова, и плотность, с которою восстанавливается в слове увиденная по-своему реальность, завораживает:
Мы прошли мужчину с горном,
с проволокой вместо ног,
слова сглатывая горлом
невесомый холодок.
Полуспиленные в парке
липы, шебурша листвой.
И старухи, будто парки,
открывали рот пустой,
черный, как асфальт…
Тонкие ветки верлибров Михаила Кузьмина изгибаются изящно, роняя иглы ощущений в читательскую душу, и возможность сопоставить опыт поэта со своим, читательским, дорогого стоит:
«Абсурд
размазывает тебя и меня
по поверхности
утраченного рая,
но это не мешает нам
чувствовать себя
счастливыми».
Прелестную игру палиндромов, полную закодированных смыслов, представляет поэт и доктор филологических наук Александр В. Бубнов:
моноп пилил саму арфоклаву!
вал кофра умаслил иппоном!
Тут каждая буквица словно делается персонажем.
Омограммы Александра Савостьянова пронизаны онтологичностью:
УДАЧИ! ПРО РОК СПАСИБО! —
У ДАЧИ ПРОРОК СПАС ИБО…
Лентами имен развернется из сплошных фамилий и имен составленная экспериментальная поэма Евгения Степанова «Фамилии, имена, псевдонимы» — своеобразно-ассоциативно раскрывая код истории и — современности:
Иван Грозный
Скуратов
Курбский
Протопоп Аввакум
Морозова
Урусова
Пётр Первый
Меньшиков
Демидов
Пушкин
Лермонтов
Некрасов…
Пройдут чередой, вечностью отсвечивая, созвучия Юрия Влодова:
Когда на клейкий подоконник
Зарю обронит глупый птах,
Когда пастух — сопливый конник
Промчится с гиком на устах,
Я буду спать — башкой в тужурку,
В мышином сене и пыли…
Но в оловянную мазурку
Вхожу я с теплой Натали…
Поэтично — своеобразными стихотворениями в прозе — прозвучат «Этюды о природе» Натальи Морсовой.
Продолжается публикация масштабного романа Юрия Казарина «Немтырь»: проза, звучащая полифонично, соединяющая метафизику и острова обыденности…
Дельное эссе Евгения Степанова «Как улучшить положение дел в литературном процессе. Взгляд практика» включает в себя ряд практических советов, вот только… прислушается ли кто из… способных принять участие в улучшение оных, часто выглядящих безнадежными, дел?
Целый свод рецензий предложит рассмотрение современной… литературной архитектуры…
Так, плотно наполненный разнообразием словесным, корабль 2 номера журнала отплывает… по светлым водам вечности…
Александр БАЛТИН
|