Книга
Натальи Морсовой соединяет в размышлениях две звезды, два — вернее — подлинных созвездия русского духа и гения: Пушкина и Лермонтова.
Морсова пишет поэтично, но вместе с тем — учено-деловито, с тем погружением в эпоху, когда разница между настоящим (нашим) и глобальным прошлым будто стирается за счет огня, которым пламенеет душа автора.
«Памятнику» посвященное эссе рассмотрит кадры контекста эпохи — будто пройдет фильм, составленный из слов, объединенных в тонкие размышления… Последние годы, месяцы пушкинской жизни насыщены чужой насмешкой; боль автора, исследующего любимые произведения и величественную жизнь, передается читателю. Это прием скорее исследовательский, нежели литературоведческий.
Морсова постигает взаимодействие слова и музыки: Пушкина и Глинки, тайну перехода слов в ноты…
Невыразимость гармонии вдруг оказывается выраженной чудесным образом, и на острове счастья, даримого музыкой, вполне можно забыть о низовой яви.
Сказки Пушкина, таящие в себе коды постижения реальности, исследуются вдохновенно и разнопланово; здесь и исторический контекст, и чистая метафизика…
Раскрывается величественный континент Лермонтова… Исполинский дух — точно определяет Морсова сущность поэта.
…Насколько выстрел Мартынова потряс небеса, Морсова ощущает всем сердцем, самой его алхимической составляющей; и, передавая трагедию гибели, словно провидит возможные варианты продления судьбы, необходимой последующим поколениям.
Морсова может исследовать одно стихотворение, открывая его потаенные, сокровенные ходы, может рассматривать феномен поэта в целом, но всегда это — яркое и пламенное эссе, способное воспламенять читательское восприятие и сердце — были бы только они чуткими…