Новости

































ОБЗОР ЖУРНАЛА «ЗИНЗИВЕР», № 2, 2024


…Прослеживаются стадии жизни — через образность сада, через умирание его… Символически зажигаются строки, исполненные Евгением Каминским, чьей подборкой открывается новый номер «Зинзивера»:

Рос прежде сад, а теперь зарастает.
Сколько усилий ни трать,
жизнь у заросшего сада простая —
так, день за днем, умирать.

Время подернуло плесенью сливу
и лишаями — ранет.
Но что больны, и не знают счастливо.
Знанье больному — во вред.

Сложно и сильно организованные созвучия Каминского, играя оттенками бытия, открывают нечто важнейшее… в читателе, чутко воспринимающим слово в поэтическом его аспекте.

Длинно растягиваемые строки Виктории Мамоновой наполнены метафизическим оттенком познания мира через языки: пусть и мертвые; о, здесь философия слова рождается на глазах:

Кости брошены — нет смысла маркировать имманентность:
шаг — влево, шаг — вправо — бесшажно;
стояние в присутствии — еще не мужество быть.

Нужно, наконец, удостовериться:
языки описания — бывшие, нынешние, составленные ИИ, —
чудо, как хороши,

но мертвы…

Еще не снег, а слышится: еще не свет; и комплекс деталей, предложенный суммой перечислений, завораживает сложно:

Еще не снег, но копится беда
по перелескам и полям окрестным,
где с неба неизбывная вода
стекает вниз по желобам отвесным.
Где все готово для привычных нег
грядущих зим, и свадебное ложе
из стылых трав, гнилой листвы, но все же
еще не снег.

Так истолковывает явление яви Андрей Ивонин.

Через юмористические призмы, чьи грани заострены метафизикой, рассматривает действительность Евгений Лесин:

Читал, читал твою статью
От корки и до корки —
Угрюмую галиматью.
Унылые разборки.

О том, как нежится Ордынка,
Которой не хватает дуста.
Что ж, таковы гримасы рынка
И актуального искусства.

А рядом… почти песенка, или считалочка — легкая, как детская мечта:

Баба-яга
Костяная нога

Купила рога.
И два пирога.

Стала счастливою
И красивою.

Верлибры Олеси Уткиной, трактующие многообразие оттенков любви, главного чувства, тянутся длинными строками, словно прощупывая вечность — как там относятся к любви?

А что если обрывки фраз прохожих —
Это послания любимых, не успевших к нам?
А что я пошлю
сквозь абсолютную тишину, вакуум
зимы, влюбившейся в имя твое, вакуум обожания, вакуум неприсутствия?

Проза достойно и разнообразно представлена рассказами Александра Мелихова и Марианны Рейбо.

Мемуары Евгения Курдина необычно показывают таинственные лабиринты Москвы советской эпохи.

…Живою плазмою памяти и боли текут воспоминания Евгения Степанова о недавно ушедшей Наталье Гранцевой, смерть которой пробивает брешь в литературном процессе.

Подборка стихотворений трагически рано покинувшей мир Анастасии Харитоновой предваряется сквозным и пронзительным словом ее дочери, Марианны Рейбо.

…Снежно-сквозная лирика Харитоновой часто зажигается столь сложными и точными одновременно образами, что… непроизвольно увидишь в поэте духовидца и пророка:

В гудящем, снеговом аду
Толпятся люди, брови хмуря.
Но ангел ясную звезду
Ладонями прикрыл от бури.

Она горит — поверх знамен,
Поверх грядущих преступлений,
Горит, горит поверх имен
Трех обреченных поколений.

Эссе доктора филологических наук Аллы Новиковой-Строгановой истолкует линии мудрости и безумия в повести Николая Лескова «Заячий ремиз»; блеснут пародии Евгения Минина; густо развернутся, представляя современность слова, рецензии…

Номер, как всегда, насыщен и разнообразен; и сии качества бросают на него блики такой заманчивой и красивой вечности.

Александр БАЛТИН