|
ОБЗОР ЖУРНАЛА «ЗИНЗИВЕР», № 2, 2024
…Прослеживаются стадии жизни — через образность сада, через умирание его… Символически зажигаются строки, исполненные Евгением Каминским, чьей подборкой открывается новый номер «Зинзивера»:
Рос прежде сад, а теперь зарастает.
Сколько усилий ни трать,
жизнь у заросшего сада простая —
так, день за днем, умирать.
Время подернуло плесенью сливу
и лишаями — ранет.
Но что больны, и не знают счастливо.
Знанье больному — во вред.
Сложно и сильно организованные созвучия Каминского, играя оттенками бытия, открывают нечто важнейшее… в читателе, чутко воспринимающим слово в поэтическом его аспекте.
Длинно растягиваемые строки Виктории Мамоновой наполнены метафизическим оттенком познания мира через языки: пусть и мертвые; о, здесь философия слова рождается на глазах:
Кости брошены — нет смысла маркировать имманентность:
шаг — влево, шаг — вправо — бесшажно;
стояние в присутствии — еще не мужество быть.
Нужно, наконец, удостовериться:
языки описания — бывшие, нынешние, составленные ИИ, —
чудо, как хороши,
но мертвы…
Еще не снег, а слышится: еще не свет; и комплекс деталей, предложенный суммой перечислений, завораживает сложно:
Еще не снег, но копится беда
по перелескам и полям окрестным,
где с неба неизбывная вода
стекает вниз по желобам отвесным.
Где все готово для привычных нег
грядущих зим, и свадебное ложе
из стылых трав, гнилой листвы, но все же
еще не снег.
Так истолковывает явление яви Андрей Ивонин.
Через юмористические призмы, чьи грани заострены метафизикой, рассматривает действительность Евгений Лесин:
Читал, читал твою статью
От корки и до корки —
Угрюмую галиматью.
Унылые разборки.
О том, как нежится Ордынка,
Которой не хватает дуста.
Что ж, таковы гримасы рынка
И актуального искусства.
А рядом… почти песенка, или считалочка — легкая, как детская мечта:
Баба-яга
Костяная нога
Купила рога.
И два пирога.
Стала счастливою
И красивою.
Верлибры Олеси Уткиной, трактующие многообразие оттенков любви, главного чувства, тянутся длинными строками, словно прощупывая вечность — как там относятся к любви?
А что если обрывки фраз прохожих —
Это послания любимых, не успевших к нам?
А что я пошлю
сквозь абсолютную тишину, вакуум
зимы, влюбившейся в имя твое, вакуум обожания, вакуум неприсутствия?
Проза достойно и разнообразно представлена рассказами Александра Мелихова и Марианны Рейбо.
Мемуары Евгения Курдина необычно показывают таинственные лабиринты Москвы советской эпохи.
…Живою плазмою памяти и боли текут воспоминания Евгения Степанова о недавно ушедшей Наталье Гранцевой, смерть которой пробивает брешь в литературном процессе.
Подборка стихотворений трагически рано покинувшей мир Анастасии Харитоновой предваряется сквозным и пронзительным словом ее дочери, Марианны Рейбо.
…Снежно-сквозная лирика Харитоновой часто зажигается столь сложными и точными одновременно образами, что… непроизвольно увидишь в поэте духовидца и пророка:
В гудящем, снеговом аду
Толпятся люди, брови хмуря.
Но ангел ясную звезду
Ладонями прикрыл от бури.
Она горит — поверх знамен,
Поверх грядущих преступлений,
Горит, горит поверх имен
Трех обреченных поколений.
Эссе доктора филологических наук Аллы Новиковой-Строгановой истолкует линии мудрости и безумия в повести Николая Лескова «Заячий ремиз»; блеснут пародии Евгения Минина; густо развернутся, представляя современность слова, рецензии…
Номер, как всегда, насыщен и разнообразен; и сии качества бросают на него блики такой заманчивой и красивой вечности.
Александр БАЛТИН
|