Далеко позади остались те советские времена, когда чиновники и бюрократы определяли качество и социальную значимость поэзии и прозы, предоставляя одним соискателям членство в Союзе писателей, дома отдыха и многотысячные тиражи, а другим — молчаливое отчаяние никому неизвестного литератора, вынужденного писать «в стол» и не имеющего возможности поделиться своими сочинениями с миром. Эпоха Интернета и самиздата открыла двери в неограниченное общественное пространство миллионам творческих людей, мечтающих предъявить на суд широкой читательской аудитории самые разнообразные и разноуровневые плоды своего литературного труда. Однако и это внезапное изобилие возможностей для самопрезентации довольно быстро обнаружило свою обратную сторону. В условиях, когда на просторах Интернета все равны, а персональные самиздатовские книги выходят микроскопическими тиражами, поистине талантливые, перспективные, но, увы, по-прежнему неизвестные литературные имена в буквальном смысле тонут в потоках графомании. Не говоря уже о полной невозможности конкурировать с коммерческой продукцией ведущих издательств-гигантов, всецело монополизировавших книжный рынок и отбирающих в свои ряды авторов не по уровню дарования, а по принципу финансовой выгоды.
Попытки разорвать этот порочный круг предпринимают лишь немногие энтузиасты. К числу самых смелых и инновационных проектов такого рода относится Издательский Дом Максима Бурдина, основатель и руководитель которого задался целью не только обеспечить своему издательству экономический успех и международную популярность, но и оказать реальную поддержу пока еще не оцененным в полной мере современным литературным талантам, которые делают только первые шаги по продвижению своего творчества в массы. Будучи сам состоявшимся, сильным прозаиком и известным публицистом, чьи статьи и рецензии регулярно появляются в федеральной периодической печати,
Максим Бурдин, как никто в России на сегодняшний день, знает все тонкости книжного бизнеса и наиболее эффективные способы популяризации новых имен и произведений. Главной «изюминкой» его издательства стали всевозможные коллективные сборники, каждый из которых имеет свое индивидуальное лицо и неповторимые особенности. Ни один альманах или антология не выпускается Издательским Домом Максима Бурдина по «накатанной» схеме — в каждое издание непременно добавляется своя интригующая особенность.
Так, например, одним из самых громких проектов издательства стала двухтомная Энциклопедия стихов и прозы «Писатели русского мира: XXI век», где под одной обложкой были собраны русскоязычные поэты и прозаики не только буквально со всех городов России, но и со всех концов света — от США, Европы и бывших советских республик до Израиля и Австралии. Более двухсот авторов, представивших свои стихи и прозу на страницах энциклопедии, отбирались исключительно по качеству произведений, без учета их творческого стажа, участия в тех или иных организациях, наличия регалий, дипломов и наград. Таким образом, издание презентовало читательской публике не только заслуженных мэтров пера (таких как поэт и пародист, постоянный автор «Литературной газеты» Евгений Минин или известные поэтессы Олеся Николаева и Анна Гедымин), но и высокоодаренных новичков на литературном поприще, для которых публикация в издании такого уровня стала мощной мотивацией и реальным шансом громко заявить о себе. Не менее широкий общественный резонанс международного уровня вызвало и другое детище ИД Максима Бурдина — Американский альманах русской литературы «Dovlatoff», в котором также приняли участие лучшие авторы их разных городов и стран, получившие, благодаря проекту, уникальную возможность познакомить со своим творчеством не только своих бывших или нынешних соотечественников, но и англоязычную аудиторию. Богато оформленное двухтомное издание представило творчество участников альманаха параллельно на русском и английском языках и попало на полки российских и зарубежных магазинов и библиотек. А сейчас в планах издательства в самое ближайшее время выпустить аналогичный русско-китайский сборник «Шанхай», благодаря которому новые литературные веяния русскоговорящего мира достигнут не только Запада, но и Востока.
Оригинальных и амбициозных издательских проектов, созданных Максимом Бурдиным, можно привести еще очень и очень много. Например, Мультимедийный альманах современной литературы «НеПушкин», многотомная антология «Литературная Евразия», которая за годы своего существования собрала уже, наверное, не менее тысячи самых разнообразных авторов по всему миру. Только что вышедший из печати Большой альманах русской литературы «Бродский: Классики и Современники», наглядно демонстрирующий, как традиционалистские и авангардные течения русской поэзии Серебряного века обретают свое органичное продолжение в творческом поиске нового поколения стихотворцев XXI столетия. Или, наконец, трехтомный Альманах нетипичных авторов «Андеграунд», во всей полноте представивший творчество номинантов новой Общенациональной литературной премии «Неформат», также в 2022 году утвержденной Издательским Домом Максима Бурдина, победители которой получают весьма внушительные денежные призы и возможность бесплатно опубликовать авторскую книгу в одной из книжных серий издательства.
О каком бы коллективном литературном сборнике Максима Бурдина ни зашла речь, все они объединены главными рыночными преимуществами: от сборников других частных коммерческих издательств их выгодно отличают солидные, по нынешним временам, тиражи (от тысячи до пяти тысяч экземпляров), неограниченный круг потенциальных читателей, громкие презентации в литературных СМИ федерального уровня и разнообразные стимулирующие поощрения от издательства для самых талантливых участников. Таким образом, публикация в любом из сборников ИД Максима Бурдина является вовсе не формальностью, а реальным шансом для каждого литературно одаренного соискателя обрести или расширить собственную читательскую аудиторию и «выйти из подполья», обратив на себя внимание профессионалов.
Среди примеров подобного заслуженного успеха можно назвать имя главного победителя I Общенациональной премии «Неформат», маститого израильского прозаика Ханоха Дашевского, чей художественный роман-тетралогия «Рог Мессии», посвященный трагической теме холокоста в Прибалтике во время немецко-нацистской оккупации, не оставил равнодушными членов жюри, присудивших автору первое место вне номинаций. Стоит отметить также петербургского поэта Валерия Трофимова, за последние годы становившегося лауреатом сразу нескольких премий издательства благодаря своей тонкой, загадочной, полной юнгианской символистики философской лирике. Или прозаика из Австралии Сергея Ледовских, чьи искрометные юмористические рассказы и повести по своему стилю и тематике невольно отсылают нас к культовым произведениям Сергея Довлатова. Впрочем, выделять лучшее из хорошего – дело отнюдь неблагодарное, поскольку «за скобками» остаются еще сотни интересных и самобытных авторов, которые имеют все шансы завоевать не только престижные награды и книжные полки магазинов, но и сердца людей, неравнодушных к современному литературному процессу.
Как человек, хорошо знакомый и уже не первый год тесно сотрудничающий с Максимом Бурдиным, я не перестаю удивляться его завидной пассионарности и не иссякающей энергии, с которой он принимается за воплощение любой из своих творческих идей, что рождаются у него буквально налету. Но главное, что, пожалуй, располагает в нем больше всего, — это его искреннее неравнодушие и глубокое деятельное участие, с которым он относится как к своим коллегам по издательскому делу, так и к постоянным авторам, которых он всегда с радостью поддерживает во всех их литературных начинаниях. И пусть наш рыночный век отнюдь не легок для беззащитных творческих душ, зачастую не умеющих самостоятельно бороться «за место под солнцем», обрести поддержку настоящего энтузиаста своего дела, воспринимающего издательское дело не только как бизнес, но и как призвание — уже само по себе редкая удача и уверенный шаг к воплощению мечты.