…Что может быть прекраснее разглядывания камушков?
Расцветает детство, морской берег отливает великолепной, розовато-мраморной античностью, глядишь — и кентавры утром спустятся к воде, а разглядыванье камушков, слоящихся побережьем, показывает уровень поэтичности мира… переводимого в рассказы
Вячеслава Харченко, книга которого
«Русалка» скоро выйдет в издательстве
Евгения Степанова «Вест-Консалтинг».
«Утром сидел в Алуште у моря и разглядывал камушки. Если думать, что пляжи Алушты — это просто галька, то это значит ничего не думать, потому что галька Алушты — это космос. Много пылинок и множество вкраплений — белых, розовых, янтарных, смоляных, бирюзовых».
Так начинается рассказ «Черный камушек» — сразу, словно камертон использован, давая точнейший, безукоризненный звук…
Фразы?
Скорее поэтические строки, тонкие и нежные, складываясь суммарно — на свободном дыхании дара — организуют текст…
…Пропадет камушек — жаль. Но рассказ не пропадет, оставляя таинственное послевкусие, тонкой мелодией будет звучать в памяти, помогая сознанию бороться с дисгармонией мира.
«Русалка» возникнет вполне себе прозаическая — на фоне… рыбалки, обыденного разговора… Но ведь обаяние обыденности — тот раствор бытия, в который погружены все, включая писателей, добывающих из него жемчужные зерна словесных озарений.
Многое происходит в Алуште, месте проживания автора, — прекрасные пейзажи окрест. Рассказы Харченко вращаются вокруг Южного города, как вокруг своеобразной оси, и сюжеты их, изъятые из жизни и полные плазмой оной, играют и переливаются красками на… обыденном солнце.
Вместе с тем — на таинственном солнце духа, устроенном куда более сложно…
«Февральский миндаль» — сколь насыщено уже словосочетание, давшее название рассказу; и то, что произойдет в недрах повествования, будет связано с орнаментом зыбких ощущений…
Их оттенки, полутона фиксирует Харченко виртуозно.
Они бесконечно разнообразны, и, соединяясь, перекрещиваясь, и определяют тональность рассказов (да и содержание) в большей мере, нежели сюжет.
Сюжетов довольно в жизни.
Куда интереснее подоплека их — как в «Февральском миндале».
Запестрит, разноцветно развиваясь, своеобразная хроника: «Артритники, артрозники и остеохондрозники» — ироничное (самоироничное) повествование о санаторной жизни, данное в форме своеобычного дневника; заиграют россыпи юмора — у Харченко он не бывает злым, режущим, в нем есть нежность — как в процессе рассматриванья камушков на берегу, как и… в процессе самой жизни, порою лелеющей участников морскими панорамами…
Стихотворение в прозе, а не рассказ. Это можно сказать практически о всех произведениях Харченко. В том числе про этюд «Соратники». Речь здесь идет об уходе за яблонями. Человек, продавший дачу, дает советы своим близким знакомым, которые эту дачу купили…
Яблони словно оживают…
Ветки надо подрезать, ранки замазать варом, чтобы дерево, дающее такие конкретные и прекрасные плоды, не страдало…
Юмор и тонкость души, поэтичность и нежность взгляда на мир…
Такими полюсами, совмещая их, Вячеслав Харченко организовывает камушки своих жизненных историй.
И — продолжает шуметь безграничное море — жизни, бытия, прозы, переходящей в поэзию.