Главная страница

Раздел «Литератор»

 

 

Глаза — два фотоаппарата
Стихи. М., 2002.

Упала пила, или Стихопроза


    

 

* * *

Подумайте!
Мир, в котором
Юные матери,
Поэты-женщины
Светят,
Спасает кулак каменный.
Неужто это правило
Не нуждается в пересмотре?

1981
Тамбов

 

КОГДА

Когда Земля уходит из-под ног,
       Тогда, читая книги иноземцев,
                 По ирреальным улицам иду.

Когда Земля пылает под ногами,
       Тогда лечу верхом на звуке,
                 Смотря на то, как хороша Земля.

Владею замечательным искусством
       Найти от всяких бедствий панацею.
                 Как и владеют все почти.

Когда Земля уходит из-под ног
       (Своих!), когда пылает под ногами
                 (Своими!), как нам быть тогда?

1984
Рассказово

 

ОДНАЖДЫ НОЧЬЮ

Бессонной, непутевой ночью
               Глаза два фотоаппарата
                             Смотрели в запыленное окно.

На улице: ползущие калеки
               Кричали громко, громко, громко:
                             «Мы бывшие цветущие мечты».

Глаза два фотоаппарата
               Хотели расколоться на кусочки,
                             Но расколоться что-то не могли.

1984
Рассказово

 

* * *

«Что потерять осталось мне,
Что мне осталось потерять,
Мне потерять осталось что!»
Пролепетал я Богу,
Который проживает на проспекте Мира, 43.
Бог похлопал меня по плечу
И мудро сказал:
«Студент,
Не зуди
У тебя еще все впереди».

1983
Вешняки

 

МЕЧТЫ

Не улечу
От друга в небо через окно шепнув: «Дела».

Не позовет
Андрей Рублёв идти с ним вместе в Троицу.

И даже
Лошадь подо мной не встанет на дыбы.

1983
Рассказово

 

* * *

Когда мне было пятнадцать лет,
я показал стихи
трем лучшим своим друзьям:
однокласснику, однокласснице
и студенту гуманитарного ВУЗа.
Одноклассник зачитывался Пастернаком,
одноклассница обожествляла Асадова,
а студент был влюблен в творчество Маяковского.
Прочитав мои стихи, друзья сказали:
Ты читал Пастернака.
Что-то есть в тебе от Асадова.
На тебя повлиял Маяковский.

1983
Рассказово

 

* * *

Упала пила
С двадцать первого этажа.
Попала на руку мальчишке.
И затупила зубцы. И сломалась.
Мальчишка пошел, куда шел,
Как ни в чем не бывало.
А тень рядом растущего дуба
От страха дала дуба.

1983
Рассказово

 

НА ИСХОДЕ ЛЕТ

Cognoce te ipsum! —
если хочешь познать
красоту.
Соgnoce te ipsum! —
если хочешь познать
исчадие ада.
Единственное, что смог
посоветовать старичок
своей неродившейся дочери.

1983
Рассказово

 

* * *

Ты «наращивал мозг» и мощь своих мускулов,
Разрабатывал геометрию брюшного пресса.
Ты пел псалмы и любил вертеп,
Воображая, что ты Верлен.
Ты жил на Фаэтоне и в поездах.
А теперь ты стонешь.
Ты не знаешь — куда себя деть.

1984
Рассказово

 

* * *

Боль ли влетела в тело твое,
точно шаровая молния,
радость ли растянула твою улыбку до ушей,
точно за ниточки,
все равно не следует делать никаких выводов —
они в любом случае окажутся ошибочными,
а надо просто заниматься своим делом,
то есть, ЖИТЬ!

1989
Вешняки

 

* * *

Бочка,
набитая моими похороненными мечтами,
как Евтушенко, Поздняев
и, говорят, Межиров — стихами,
катится сама в гору.
Внизу плетется Сизиф.
Бочка все катится и катится,
а я смотрю на нее и радостно плачу:
надо же: бочка с а м а
катится вверх!

1990
Вешняки

 

УКРАШЕНИЕ ПОЕЗДА
(Подражание Сергею Бирюкову)

Третья полка не имеет себе равных.
Она — украшение поезда!
Во-первых, нет конкурентов.
Лучше хорошо сидеть, чем плохо лежать, —
Таково общее мнение на этот счет.
Во-вторых, ноги поджимать не надо.
(Никому не мешаешь ты
И тебя никто не тревожит!).
А в-третьих, билет на третью полку
Можно и не брать.
Ни дать ни взять — украшение поезда.

1983
Рассказово

 

ЧЕЛОВЕК

Неповторимый случай:
все жители длинного нового дома
высунулись из окон
и увидели в одной точке:
спортсмена (боксера, борца, футболиста),
танцора-бледного бальника,
фанатика меломана (гитара, баян),
пиита, бормочущего стихи,
художника без мольберта,
без женщины ловеласа,
сторожа-грузчика-профи.
И уйму других людей.
А душ даже больше гораздо
увидено было всеми.
А ПО УЛИЦЕ ШЕЛ ОБЫЧНЫЙ
ОДИН
ЧЕЛОВЕК!

1983
Вешняки

 

ЖИТЬ НА ЗЕМЛЕ

Придавленный, как штангою, добром,
Оказанным мне чудным человеком, —
(Чем я могу ему ответить!),
             Банальный, точно одиночество
             Или статья невроза (8Б),
Восторженный (большой пардон), как Дант
В наивной, белоснежной «Вита Нова»,
Летящий на кусковских львах
             По голубой земле обетованной
             Под именем Тверской бульвар,
И вытащивший из тоски себя,
Точно Мюнхгаузен из нудного болота.
             Все это я — обычный парень,
             Имеющий единственное увлеченье —
             Жить на земле!

1988
Вешняки

 

ПРОГУЛКИ СО ЛЬВАМИ

Почти каждый день
я вижу, как Григорий Израилевич Горин
гуляет со своим спаниелем
по Тверскому бульвару.
И почти каждый день
Григорий Израилевич Горин не видит,
как я гуляю по Тверскому бульвару
со своими кусковскими львами.
Впрочем, и многие другие этого не видят.
И слава Богу.

1987
Тверской бульвар

 

НА СРЕТЕНКЕ, НА АВТОБАЗЕ

На Сретенке, на автобазе,
где я работал сторожем ночным,
мне было в самом деле славно.
Там я влюблялся в говор шоферов —
в изысканный и виртуозный... мат.
Там мой напарник дядя Мойша
делился снами про Израиль
и говорил мне: «Ладно, спи!»
Мол, подежурю и один.
Я засыпал и видел сны
про Крым, где я когда-то жил,
и про далекую страну,
где жили предки дяди Мойши.
Нахмуренные запахи бензина
мне тоже приходились по душе.
А утром я вставал и получал
законный гонорар — пятерку.
Мне было в самом деле славно
на Сретенке, на автобазе,
где я работал сторожем ночным.

1987
Тверской бульвар

 

ЗАРИСОВКА

Холл московского театра.
Девушка делится впечатлениями:
«Искажения в тексте коробили слух.
Неопытность юной актрисы
коробила зренье.
Скверное настроенье
этот спектакль принес».
И мыслит
стоящий рядом:
«Почему ж ты тогда
некрасивая?»

1982
Вешняки

 

ИСТЕРТЫЕ РИФМЫ

Мне очень не нравятся рифмы:
                          кровь-любовь,
                          женщина-военщина,
                          морозы-слезы.

Предпочитаю рифмы:
                          деревня-деревья,
                          город-дорог,
                          человек-век.

1981
Тамбов

 

* * *

Человек понял жизнь.
И прежде чем сделать счастливым себя,
убил свою мать и единственного друга.
А когда приставил пистолет к собственному виску,
был сбит на землю и схвачен полицией.

1981
Тамбов

 

В ПОЛУНОЧНОМ МЕТРО

В вагоне поезда (в метро)
пацан веснушчатый крутил
листок бумаги так и сяк
и наносил штрихи.

Напротив этого мальца
сидел белесый старикан,
читал (наверное) роман,
не поднимая глаз.

А рядом с этим старичком
сидел влюбленный человек.
И он был тоже з а к л ю ч е н.
Он — в истую любовь.

1983
Москва

 

БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

Как очень много лет назад —
             Люблю себя самозабвенно
                        И ненавижу сам себя.

И, словно в детские года,
             Твержу, твержу свои молитвы
                        О здравии родителей, друзей.

И все хочу пуститься в путь —
             Куда-нибудь без точки назначенья,
                        Как и мечтал давным-давно.

1984
Рассказово

 

ТРОПКА

Выстрел будильника.
             Давка метро.
             Скука конторы.

Сны о единственной,
             О замечательной,
             Глупой любови.

Шаг поступательный,
             Медленный, верный —
             В когти Таната.

1987
Вешняки

 

ФАБУЛА

Мужчина пришел к женщине.
Он принес ей цветы
и свои восторженные, «длинные» глаза.
Мужчина и женщина обнялись
и стали целовать друг друга.
Затем она подарила ему себя.
Лежа в постели, они услышали
доносившиеся с улицы
звуки похоронного марша.

1982
Рассказово

 

РАЗЛИЧНЫЕ ИГРЫ

Божественные дворы старой Москвы,
в особенности Марьиной рощи и Тверского бульвара, — это всего лишь игра ума.
И целебные мазурки Шопена —
это тоже игра ума.
И увесистые, мудрые тома Библии, Корана,
труда Ганди «Все люди — братья» —
это тоже игра ума.
И даже серия «Из жизни хиппи» Сальвадора Дали —
это тоже игра ума.
...А вот в родной муравейник торопится кроха муравей,
таща на себе огромное бревно — обожженную спичку, — это игра п р и р о д ы!

1987
Вешняки

 

* * *

Август, лес. Вокруг —
                           ложные лисички,
                           ложные опята,
                           ложные белые.
Благородных грибов нет.
Возвращаюсь домой.
Читаю журналы.
Печка спасает от тоски.

13.08.1999
ст. Партизанская

 

* * *

Выезжая из пункта А в пункт В,
я иногда приезжал в пункт С —
к себе самому.
В путешествии это, наверное, самое главное.

17.08.1999
Поезд «Москва — Тамбов»

 

* * *

Черные окна,
свет,
пустота.

 

* * *

«Я тебя не люблю», —
сказала галчонку
галка.

 

* * *

Не обо мне:
кровь — любовь,
лира — мира,
человек — век.
Но как без тебя жить?

 

* * *

Почему мир
не обтянут канатами?

 

* * *

Смотрю на схему метро и думаю:
— Какая новаторская форма
Эпической поэмы!

 

* * *

У поэта спросили:
— Сердцем иль разумом пишете Вы?
— Сердцем. —
Ответил поэт.
— А надо писать кистью!

 

ОН

Перешагнул через природу,
Перемахнул через любовь
И переехал через дружбу,
И через мир, смердя, ползет.

 

НАРИСОВАТЬ КРУГ

Попробуйте нарисовать
Воображаемый круг
Максимальной величины.
Вы увидите, как это трудно.

 

ПОЧЕМУ?

Почему этот парень — не я?
Почему эта дева — не я?
Почему эти строки — не я?
Наверное, и до нашей эры
Человек задавал себе
Подобные вопросы.

 

АКВАРИУМНЫЕ РЫБКИ

Прошла
Пора неонов, макроподов.
Пришла
Пора бесцветных гуппи.
И все ж
Аквариум — это красиво!

 

МЕЧТЫ

И сядет на одно мое плечо
Орел.

Голубка сядет на плечо
Другое.

И поглядят они в глаза другу другу,
Как родные.

 

* * *

Я работаю отцом
                           и сыном.
Я работаю мужем
                           и любовником.
Я работаю начальником
                           и подчиненным.
Жизнь —
постоянная, тяжелая работа.
Но я не хочу в отпуск.

12.11.2000
Есенинский бульвар

 

ИЗ ЯПОНСКОЙ ПОЭЗИИ

Я сгорел на костре бытия,
И душа моя сделалась углем.
Но углем можно — должно! — писать.

 

ОДНА БЕСКОНЕЧНАЯ МЕЛОДИЯ

Каждый из нас в центре земли.
Каждый из нас слышит мелодию.
Один записывает ее в форме нот.
Другой пользуется словами.
Третий — красками.
Четвертый — цифрами.
Пятый — чем-то еще.
Что делать!
Наше предназначение свыше —
Записывать эту мелодию.

12.11.1995
Тверская

 

* * *

Вите Степанову, племяннику

Бог может дать тебе все —
Возликуешь длинноресничным юношей,
Лицо станет прекрасным,
Как сицилийское небо —
Причем мгновенно —
Как только станет прекрасной душа.

Все Бог может дать тебе —
Перепрыгнешь на другой материк,
Как спринтер перелетает
Через неказистый барьер,
Обнимешь любимую —
Только нужно действительно ее любить.

Тебе все Бог может дать —
Станешь сказочно богатым человеком —
Только не жадничай — поделись.

Даже станешь самым богатым в мире —
Отдай в с е.

Все тебе может дать Бог —
Фантастика, но факт —
Обретешь, брат неоновых джунглей,
Бессмертие —
Воцерковляйся,
Не греши.

15.11.1995
Тверская

 

* * *

Наступает такой период,
Когда начинаешь себя уважать
Не за то, что переспал с женщиной,
А за то, что не переспал с ней.

Наступает такой период,
Когда начинаешь уважать себя
Не за то, что заработал деньги,
А за то, что раздал их.

Наступает такой период,
Когда действительно любишь ближнего своего,
Как самого себя.
И потому нигде не остаешься одиноким.

Но только не стоит торопить время.
Festina lente.
До такого периода
Нужно дойти самому.

30.10.1995
Тверская

 

* * *

Жил в наше время гражданин.
Он мог:
Спать на кострах,
Шагать через здания,
Летать, как Элогим,
Рожать, как китайские женщины,
Обходиться без пищи,
Забегать во сны к товарищам,
Проживать сразу в тысяче городов.
И многое-многое другое.
Но ничего этого не делал.
Потому что был занят своим ремеслом.
И не отвлекался.

1986
Рассказово



* * *

Одни
Оставляют след в жизни.
Другие
Оставляют следы в жизни.
Третьи
Уходят, наследив в жизни.
Но если ты ненавидишь кого-то —
Ты ненавидишь себя.

1985
Рассказово

 

ТИХАЯ МЕЛОДИЯ

Любовь, семья, ребенок.
Бездарность, дар.
Богатство, бедность.
Города, страны.
Разврат, одухотворенность.
Дом, деревья.
Огонь, вера.
Пройдено семь кругов.
Я не зову Таната.

11.11.1995
Тверская

 

ЖИЗНЬ ВНЕ

Еда.
Тепло.
Крыша над головой.
Секс.
Путешествия.
Компьютер.
Телевизор.
Музыка.
Стихи.
Проза.
Возможность зарабатывать деньги,
Сиречь — работа.
Возможность думать, о чем угодно.
Если есть — чем.
Возможность доказать — кому?! —
Что ты хоть в чем-то лучше других.
Возможность дать другому
Перечисленное выше.
Ни меньше ни больше.
Ни больше ни меньше.
...Ради этого нехитрого перечня
Ты готов превратиться во зверя.

13.11.1997
Париж



* * *

Мне нравилось, точно идиоту,
Жить всюду, где я жил —
В тамбовской больнице,
В индейской резервации,
В швейцарской резиденции,
На окраине Москвы
И в центре Москвы,
Возле океана
И возле реки.
И цетера.
Мне нравилось жить на земле.
Хотя бывал я на ней очень редко.

26.01.1996
Тверская

 

* * *

To Bob L. Hendricson

Это он
Говорил с одичавшими кошками Малаги
На загадочном их языке,
А когда был юнцом круглолицым,
Изучил песнопения крымских дельфинов.

Это он
Превращался в араба
В арабских кварталах Парижа,
Становился евреем —
Едва приезжал в «Форест хилз».
Даже племя Онайда из штата Висконсин
Говорило ему:
— Ты наш брат.

Это правда —
Весь мир был семьею его.
Он сроднился с землею и небом,
                             водой и огнем,
                             с ветром и парусами.

Я с ним был очень близко знаком.
Дух его до сих пор вместе с нами.

1995
Рассказово

 

* * *

И вот я начал привыкать
К чужим до боли именам.
Таким, как Мэри или Баб.
К тому, что речка называется Охайо —
Не Волга, не Таруса, не Ока.
К тому, что пес по кличке Каттон,
Искрящийся добрейшею улыбкой,
Кидается на всех гостей
Дабы... подать изящно лапу.
К тому, что поболтать по-русски
И не с кем, да и ни к чему.
Я жил, как завещал поэт, —
В глухой провинции,
В Кентукки.

Апрель 1996
Мейсвил

 

ГОРОД КИЙ

В. Баеву

Мы прилетали в город Кий,
Где нас встречали Циолковский
И Лобачевский, и Чижевский,
И несколько людей еще.
Свои тела, свои ракеты-души
Мы заправляли огненным горючим
И улетали снова на Тверскую,
В каморку благолепную свою.
Мы продолжали разговор.
Возобновляли поиск Абсолюта —
Не парфюмерной шведской водки.
И вновь сходились в том,
Что смерти нет.
Порою мы включали телевизор,
Который демонстрировал, как люди
Стреляли одураченно друг в друга.
Хотя стреляли-то в самих себя.
Мы телевизор не смотрели долго.
Мы продолжали разговор.

3.10.1995
Тверская


* * *

«Когда оттуда ринутся лучи...»
А. Блок

Улетаю на дни, и недели, и месяцы.
Возвращаюсь.
Улетаю на вечность.
И вновь возвращаюсь.
Никого на земле не боюсь.
Ничего не желаю чрезмерно.
Я не стал ни банкиром, ни вором, ни спикером.
Я остался пунктиром, намеком, мелодией.
Я остался — кем был —
Человеком, услышавшим Голос.

21.01.1992
Вешняки