Главная страница

ВОСХОЖДЕНИЕ МАСТЕРА. Жизнь и творчество Эдуарда Просецкого

«ВОСХОЖДЕНИЕ МАСТЕРА. Жизнь и творчество Эдуарда Просецкого»




Евгений Степанов

ПРЕДИСЛОВИЕ
Самый неизвестный писатель России

"В нашей жизни истинно лишь
то, что оплачено страданием".

Эдуард  Просецкий



Феномен Эдуарда Просецкого является загадкой даже для литературоведов, внимательно отслеживающих развитие литературного процесса в России: писатель, который в течение трех десятилетий был "широко известен в узких кругах" профессионалов, напоминая о себе лишь редкими публикациями, — на излете первого десятилетия XXI века предстает перед читателем как автор грандиозной эпопеи, состоящей из 15 романов. Уникальность ее в том, что произведения эти, объединенные общим художественным замыслом, в полной мере могут быть названы "энциклопедией российской жизни", охватывающей последние полвека нашей новейшей истории.

В оригинальной, выразительной образности прозы Просецкого, выявляющей его как великолепного стилиста, гротеск переплетается с лирикой, реальность с мистикой, душевные терзания любви с мягкой, со вкусом написанной эротикой, а в острых, нередко криминальных конфликтах (что, увы, является приметой современного российского общества) — раскрываются загадочные черты русского характера. И так же актуален, как в гоголевские времена, сокровенный вопрос, читаемый между строк сочинений талантливого автора: "Русь, куда ж несешься ты?"

Давно известна истина: большую литературу порождают крупные исторические события. Эдуард Просецкий как прозаик с масштабным историческим взглядом на действительность — порождение последней российской революции 1991 года.

При всей неоднозначности событий этого государственного переворота, а также личностей его лидеров — Михаила Горбачева и Бориса Ельцина — самым очевидным и весомым его достижением стала гласность: писатели наконец-то сбросили с себя непомерные оковы политической цензуры.

Сам Эдуард Просецкий, выступая перед читателями, сравнивал советскую литературу с ухоженным, тщательно распланированным партийными надсмотрщиками городским парком Культуры и отдыха — с обязательными бюстами вождей, гипсовой "Девушкой с веслом" и сатирическим стендом под названием "Они мешают нам жить"... Много лет работая издательским рецензентом, Просецкий хорошо знал, сколь ограничены сюжеты советских рассказов, повестей и романов, а также трактовки происходящих в них событий. Лишь наиболее талантливым (но при этом приближенным к власти) авторам позволялось затронуть болевые точки общества "развитого социализма", инакомыслящим же была уготована судьба Александра Солженицына, Владимира Войновича и Иосифа Бродского.

Поправшее "коммунистические идеалы" новое российское общество, утратившее социальный страх перед властями, стремительно криминализировалось в процессе передела собственности, и для литературы — если говорить с позиций творческого писательского эгоизма — наступил поистине золотой век: идеологизированный парк Культуры превратился в дикие джунгли, обитатели которых подстерегали, предавали и пожирали друг друга. А мотив денег, материальной заинтересованности, когда-то гениально введенный в пьесы великого русского драматурга Александра Островского, в новой капиталистической России привел к поистине непредсказуемым последствиям не только во взаимоотношениях деловых партнеров, но и во взаимоотношениях полов. Какой, казалось бы, простор для поэтов, драматургов и прозаиков, какие возможности раскрыть самые потаенные черты человеческой натуры!

Но все оказалось не так просто.

В этой книг вы уважаемые читатели, прочтете биографию писателя, его интервью, рецензии на его книги, увидите подлинные материалы, касающиеся его биографии.

Писатель Просецкий — безусловно, знаковое имя для русской литературы. Его грандиозная серия романов, объединенная общим названием "Непостижимая Россия", стала ответом на те вызовы, которые дала россиянину постсоветская действительность.

Я благодарю Павловича Просецкого за помощь в работе над этой книгой, за предоставление всех необходимых материалов и ответы на мои многочисленные вопросы.

Евгений СТЕПАНОВ,
Февраль 2013