|
Вступление
О профетических (пророческих) свойствах (функциях) поэзии было известно еще в Древней Греции. В частности, Аристотель отмечал: «...задача поэта — говорить не о том, что было, а о том, что могло бы быть, будучи возможно в силу вероятности или необходимости»[1]. Трудно сказать, каким образом поэтам удается предвидеть будущее. Разобраться в этом смогут только специалисты разных направлений — нейрофизиологи, текстологи, футурологи и т. д. Многое не ясно. Поэты обладают медиумными способностями? Или само напечатанное или произнесенное слово (как сакральный элемент) воздействует на будущее? Особенности человеческого сознания до сих пор вызывают множество вопросов у науки. Тактовая частота мозга homo sapiens ниже, чем у процессора — она измеряется килогерцами, а у компьютера — гигагерцами и терагерцами. При этом мозг работает эффективнее любого пентиума[2]. Почему? Какие сигналы извне получает мозг? Русская поэзия, в отличие от сомнительной с профетической точки зрения поэзии Мишеля Нострадамуса (о нем речь ниже), доказывает ряд бесспорных, с моей точки зрения, фактов. 1. Поэты предвидят общественно-политичес-кие явления (смену экономических формаций, революции, войны, стихийные катаклизмы и т. д.). 2. Поэты предвидят судьбы других людей и свои собственные судьбы — прежде всего время своего ухода из земной жизни. Мнение о том, что поэт не просто стихослагатель, но пророк, призванный «глаголом жечь сердца людей», бытовало в России еще в ХIХ веке. В пользу этой теории говорили стихи К. И. Рылеева, Ф. И. Глинки, М. Ю. Лермонтова и многих других[3]. Безусловно, первым литератором в России, кто возвел в абсолют мнение о том, что поэт является пророком, был Александр Сергеевич Пушкин. В ХХ веке представление в обществе о пророческих функциях поэта сохранилось. Более того — минувшее столетие явило миру удивительных поэтов-провидцев — В. В. (Велимира) Хлебникова, М. А. Волошина, М. И. Цветаеву, З. Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонта, С. А. Есенинаи других. В той или иной мере любой подлинный поэт обладает профетическими возможностями. Начавшийся XXI век — нет сомнений — это подтвердит в полной мере еще не раз. Мистифицировать (демонизировать) профетизм поэтов не стоит, его следует изучать. Следует хотя бы привлечь к нему внимание, что по возможности мы и пытаемся делать в этой небольшой брошюре. ...Одна из основных функций поэзии (литературы в целом) — коммуникативная. Поэт посылает вербальный мессидж современникам, своему кругу (направлению, течению). Об этом впервые заметил еще Л. Н. Толстой в трактате «Что такое искусство?»[4]. Коммуникативную функцию поэзии считали важнейшей В. Б. Шкловский, Ю. Н. Тынянов, Р. О. Якобсон, М. М. Бахтин и другие выдающиеся ученые, зачастую полемизирующие друг с другом по иным вопросам. М. М. Бахтин подчеркивал: «При высокой художественной культуре и само общество, сама читательская масса естественно и легко совершает перевод своих социальных требований и нужд на имманентный язык поэтического мастерства»[5]. Передача (разными версификационными методами) информации (глобальной или локальной) — магистральная цель поэзии. И эта цель предполагает сокреативную рецепцию, наличие читателя как со-автора, т. е. сам по себе автор (как творческая единица) не самодостаточен. Профессор В. И. Тюпа писал: «В отечественной культуре первых десятилетий мысль о коммуникативной природе художественного творчества неоднократно развивалась как писателями (О. Э. Мандельштам, Н. С. Гумилёв и др.), так и учеными (М. М. Бахтин, А. И. Белецкий и др.). В настоящее время ее можно признать аксиомой современного теоретического знания о литературе, вытекающей из внутренне диалогической природы эстетического переживания как эмоциональной рефлексии. Следует подчеркнуть при этом, что коммуникативный подход к изучению искусства предполагает не столько возможность общения посредством его произведений (такая возможность была очевидной всегда), сколько неизбежность такого общения. Акту художественного письма изначально присуща неустранимая адресованность»[6]. С поэтами-пророками ситуация в этом смысле особенная. Они посылают мессидж не только современникам, они обращаются к грядущим поколениям, возможно, к иным субстанциям высшего порядка (вопрос о происхождении и природе человека, его постземной жизни до сих пор открыт), как бы информируя космос (ноосферу) о том, что знают. Или — наоборот — «переводя» полученную из ноосферы информацию на общедоступный человеческий язык. Не случайны в этом смысле слова, например, В. В. Маяковского — «Я к вам приду в коммунистическое далеко»[7]. Невероятным может показаться пророчество К. Д. Бальмонта о судьбе Николая II: «Кто начал царствовать Ходынкой, / Тот кончит, встав на эшафот»[8]. Между тем подобный профетизм, безусловно, в традициях русской классической поэзии. Достаточно вспомнить знаменитые строчки М. Ю. Лермонтова, написанные в 1830 году: «Настанет год, России черный год, / Когда царей корона упадет»[9]. В связи с вышесказанным можно предположить, что поэзии поэтов-пророков свойственна не просто коммуникативная функция, а метакоммуникативная, т. е. всеобъемлющая, рассчитанная на максимально широкую аудиторию, в том числе из будущих (прошедших?) поколений. Метакоммуникация (этот термин мы предлагаем, опираясь во многом на «Философию общего дела» Н. Ф. Фёдорова[10] и теорию метаметафоры[11] К. А. Кедрова) становится квинтэссенцией стихотворного дискурса, определяет основные векторы письма поэтов-пророков.
[1] Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 4. Поэтика. Пер. М. Л. Гаспарова. С. 655. [2] См. об этом, в частности, в интервью директора Института мозга человека Святослава Медведева, «Гениальность — поломка мозга», АиФ, № 46 (1463) 12-18 ноября 2008. С. 67 [3] См. об этом, например, в: Евгений Степанов. Поэты-пророки// Футурум АРТ, 2001. — № 1. — С. 57—64. [4]Толстой Л. Н. Что такое искусство: [Статьи, письма, дневники] [Сост., вступ. ст. и коммент. В. В. Основина]. — М.: Современник, 1985. — С. 355. [5] Бахтин М. М. Формальный метод в литературоведении. Нью-Йорк, изд-во «Серебряный век», 1982. — С. 53. [6] Тюпа В. И. Художественный дискурс: (Введение в теорию литературы). — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. — С. 53. [7] Маяковский В. В. Поэма «Во весь голос». URL: http://www.litera.ru/stixiya/authors/mayakovskij/uvazhaemye-tovarischi-potomki.html [8] Бальмонт К. Д. URL: http://www.poesis.ru/poeti-poezia/balmont/verses.htm. [9]Лермонтов М. Ю. Предсказание. URL: http://www.stihi-rus.ru/1/Lermontov/95.htm. [10] См.: Фёдоров Николай. Философия общего дела. — М.: Эксмо, 2008.
[11] См. книги Кедрова К. А.: Константин Кедров . Метакод и метаметафора. «ДООС», издание Елены Пахомовой. М., 1999; Константин Кедров. Ангелическая поэтика: учеб. пособие Академии поэтов и философов Университета Наталии Нестеровой. М., Университет Наталии Нестеровой, 2002.
|