Главная страница

ЖАНРЫ И СТРОФЫ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПОЭЗИИ. Версификационная практика поэтов XX и XXI веков. (Издание в III томах) Том I

«ЖАНРЫ И СТРОФЫ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПОЭЗИИ. Версификационная практика поэтов XX и XXI веков. (Издание в III томах) Том I»



ТЕРЦЕТ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Строфическая система современной русской поэзии развивается эволюционным путем — во главе угла, как в ХК и ХХ веках, стоит традиционное четверостишие, или катрен.
Двух-трех-пяти-шести-строчные строфы встречается значительно реже.
Тем не менее, ряд современных авторов иногда отказывается от привычного катрена, например, в пользу трехстишия (терцета). Среди них Мария Ватутина, Евгений Заугаров, Юрий Кабанков, Андрей Коровин, Максим Кравец, Виталий Лехциер, Валерий Шерстяной, Владислав Шихов, Владимир Ярцев и некоторые другие.
Цель данной главы — не только обозначить пути развития современного русского трехстишия, но и максимально ввести в литературоведческий оборот имена поэтов, работающих в рамках этой нетривиальной строфы.
Трехстрочная строфа лишена автоматизма, она требует от поэта максимума версификационного мастерства, неожиданных, как правило, точных рифм.
Несомненными мастерами терцетов были Валерий Прокошин (1959—2010) и Нина Искренко (1951 —1995).

Валерий Прокошин:

Это море в марте вкусней мартини.
Чайки в раме неба, и мы в картине,
снятой Пьером Паоло Пазолини.

Я не Мартин Иден, но кто докажет,
если солнце — в море, а рама — в саже.
Мы одни с тобою в пустом пейзаже.

Полдень катит волны на берег адский,
воскрешая жизнь, как считал Вернадский.
Дикий пляж расстелен, как плед шотландский.

А у моря голос конкретно бычий,
так бывает ранней весной, обычно,
если акт любви перешел в обычай.

Если б знали вы, как мы тут кончаем,
обжигая горло горячим чаем —
с лунной долькой марта, под крики чаек.

О, как горько плачут земные птицы
над любым кусочком небесной пиццы.
Мы и после смерти им будем сниться.

Мы и сами птицами раньше были,
только вы об этом забыли, или...
Нас еще при Чехове здесь убили.

Не зови по-ихнему, что за глюки
на краю отлива, в краю разлуки.
На хера нам нужен их шестирукий.

На хера нам русские отморозки.
К нам летает дымом из папироски
шестикрылый наш Серафим Саровский.

Это море в марте, как в мармеладе,
где-то рядом рай на змеином яде.
Где я только не был, а вот в Гренаде... [1]

Нина Искренко:

«Говорил своей хохлатке...»

Говорил своей хохлатке
в голубом платке с получки
вдоль по Пироговке

Говорил Уедем Рита
Заработаю на хату
Будешь ты обута

Будем кушать апельсины
Коврик купим с полосами
Там красиво Север

Отводил рукою пряди
льнул картофельным медведем
говорил Уедем

говорил Ни капли Баста
Чтоб ей скверной было пусто
Завязал я Рита

Говорил Последний раз а
В рот упала папироса
Магазин закрылся

Тронул крепко одичало
Раздавил в кульке печенье
сплюнул непечатно

Так и шли законным браком
к задним бедам кислым брюкам
плыли к боку боком

Эх российские буренки
голубые табуретки
Масловки-Таганки [2]

В терцетах Прокошина рифмы звонкие, зачастую паронимические (бычий—обычай; птицы—пиццы), нередко на рифму выносятся имена собственные и топонимы (Пазолини, Вернадский, Саровский, Гренаде). Удержать внимание читателя, не потерять ритм стихотворения в терцете значительно сложнее, чем в катрене.
Искренко использует в терцетах ассонансы (например, браком—брюкам—боком), рифмоиды (буренки—табуретки—Таганки), либо вообще отказывается от рифм, но укрепляет строфу за счет богатой аллитерации, ритмической эвфонии, графического оформления. Не случайно стопа в терцетах Искренко, как правило, короче, чем в терцетах Прокошина.
В японской поэзии издревле популярны хокку или хайку. [3] Это лирическое стихотворение из трех строк. В первом и третьем стихе — по пять слогов, во втором — семь. В общей сложности — семнадцать. Кроме того, хайку отличается определенной тематикой: природа и человек, их разноплановая взаимосвязь, единство и противоположность.
Жанр хайку оказался востребованным русскими поэтами, однако в достаточно вольной интерпретации. Мало кто из отечественных авторов ХХ! столетия соблюдает необходимое число слогов в этой форме, да и темы в русских трехстишиях самые разнообразные. Не только — природа и человек.
Главная особенность современного отечественного трехстишия — это поэтичность взгляда на мир, афористичность, метафоричность и анафоричность письма. Это короткий русский верлибр.
Несколько примеров.

Михаил Гавин:

Есть сила в отказе от силы
как поэзия в отказе от поэзии
как язык в отказе от языка [4]

Дмитрий Григорьев:

Стихов не бывает,
просто ветер по губам пробегает
свободный. [5]

Руслан Элинин:

В тот день
Я записал стихотворенье
Твой телефон
(1989) [6]



* * *

эротика — это когда
на встречном эскалаторе
все остальное — порнография
(1991) [7]



* * *

Голова
уже не кружится
листва кружится [8]

Михаил Файнерман:

Октябрь,
каждый лист на счету,
их так мало осталось. [9]



* * *

Очутиться одному, на ветру,
одному,
на ветру... [10]

Наталия Лихтенфельд:

Испепелила в душе врага своего.
И удивительно — испепелился в реальности.
Каюсь, каюсь. [11]

Элана:

Капля за каплей
Капля за каплей
Испытание камню
(февраль 2008 г.) [12]

Рита Бальмина
Из цикла «Не хокку»:

Родители ушли.
Дочь играет в прятки
С собственным страхом. [13]

Известны анаграмматические, заумные, палиндромические, цифровые и т. п. современные трехстишия. То есть терцет дает широкие возможности для творчества. Это полноценная строфа, в ее рамках можно создать самостоятельное стихотворение.
Виртуозами анаграмматического трехстишия можно назвать Константина Кедрова, Николая Грицанчука, Айвенго.

Константин Кедров:

Я не вынесу
Я не вы
Несу [14]

Николай Грицанчук:

А хил лес
Ахил лес
лес Ахилл [15]

Айвенго:

Бухай
но не
хай [16]

Заумные терцеты пишут Сергей Бирюков, Марк Ляндо, Валерий Шерстяной.

Сергей Бирюков:

ыбка почти робко
на самом деле рыбка
и донко [17]

Валерий Шерстяной:

табр ять прямл
дать щив хив
в е р л и н у р

жив луб крош
клев клин дать
в е р л и н у р

кид крап лаш
палз прыск бли
в е р л и н у р
(1993) [18]

Марк Ляндо:

Зеркаль — Зорь аль!
ДО — ре — ми — соль
Зорь воль!.. [19]

Борис Гринберг показал образцы палиндромических трехстиший, например, в стихотворении «Извечные вопросы»:

Какого?..
Кого?
Как?! [20]

Алексей Шепелев использует в терцете цифровое письмо:

             2 3 1
л и ц о 1 2 2 л и ц о
            3 1 3 [21]

Краткие выводы.
Трехстишие поливариативно, как в целом строфическая система современной русской поэзии. Терцет может быть и самостоятельным стихотворением, а может быть и строфой (частью) поэтического текста. Терцет менее популярен у отечественных стихотворцев, чем катрен, но, тем не менее, востребован.

Литература:
_________________________________________
  1. Валерий Прокошин, «Футурум АРТ», № 6, 2004. Uri: http://www.futurum-art.ru.
  2. Нина Искренко, «Дети Ра», № 5, 2006. Uri: http://www.detira.ru.
  3. См. об этом подробнее в «Поэтическом словаре» А. Квятковского, М., «Советская энциклопедия», 1966, с. 326: «ХОККУ хайку, — трехстишное лирическое стихотворение в японской поэзии, наряду с танка является национальной формой направления “Дэнтосси" (“поэтические традиции"). Исторически X. рассматривают как первую строфу танка, от которой X. отделилась еще в глубокой древности. В X. изображаются природа и человек в их вечной неразрывности. В каждом X. соблюдается определенная мера стихов — в первом и третьем стихах по пяти слогов, во втором стихе — семь, а всего в X. 17 слогов. Рифм в X. нет. При крайней сжатости эти миниатюры обладают исключительной смысловой емкостью, требующей порой комментариев. Самый знаменитый в Японии автор X. — национальный поэт Мацуо Басе (17 в.)».
  4. Михаил Гавин, «Футурум АРТ», № 2-3, 2001. Uri: http://www.futurum-art. ru.
  5. Дмитрий Григорьев, «Футурум АРТ», № 4, 2002. Uri: http://www.futurum- art.ru.
  6. Руслан Элинин, «Футурум АРТ», № 4, 2002. Uri: http://www.futurum-art.ru.
  7. Там же.
  8. Там же.
  9. Михаил Файнерман, «Футурум АРТ», № 5, 2004. Uri: http://www.futurum- art.ru.
  10. Там же.
  11. Наталия Лихтенфельд, «Дети Ра», № 10, 2008. Uri: http://www.detira.ru.
  12. Элана, «Дети Ра» № 7, 2008. Uri: http://www.detira.ru.
  13. Рита Бальмина, Из цикла « Не хокку», «Дети Ра», № 1-2, 2007. Uri: http:// www.detira.ru.
  14. Константин Кедров, «Дети Ра», № 7, 2007. Uri: http://www.detira.ru.
  15. Николай Грицанчук, «Дети Ра», № 4, 2006. Uri: http://www.detira.ru.
  16. Айвенго, «Дети Ра», № 5, 2005. Uri: http://www.detira.ru.
  17. Сергей Бирюков, «Футурум АРТ», № 7-8, 2004. Uri: http://www.futurum- art.ru.
  18. Валерий Шерстяной, «Дети Ра», № 12, 2006. Uri: http://www.detira.ru.
  19. Марк Ляндо, «Дети Ра», № 7, 2006. Uri: http://www.detira.ru.
  20. Борис Гринберг, «Дети Ра», № 7-8, 2007. Uri: http://www.detira.ru.
  21. Алексей Шепелев, «Футурум АРТ», № 1, 2001. Uri: http://www.futurum- art.ru.