|
|
ТЕРЦЕТ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Строфическая система современной русской поэзии развивается эволюционным путем — во главе угла, как в ХК и ХХ веках, стоит традиционное четверостишие, или катрен.
Двух-трех-пяти-шести-строчные строфы встречается значительно реже. Тем не менее, ряд современных авторов иногда отказывается от привычного катрена, например, в пользу трехстишия (терцета). Среди них Мария Ватутина, Евгений Заугаров, Юрий Кабанков, Андрей Коровин, Максим Кравец, Виталий Лехциер, Валерий Шерстяной, Владислав Шихов, Владимир Ярцев и некоторые другие. Цель данной главы — не только обозначить пути развития современного русского трехстишия, но и максимально ввести в литературоведческий оборот имена поэтов, работающих в рамках этой нетривиальной строфы. Трехстрочная строфа лишена автоматизма, она требует от поэта максимума версификационного мастерства, неожиданных, как правило, точных рифм. Несомненными мастерами терцетов были Валерий Прокошин (1959—2010) и Нина Искренко (1951 —1995). Валерий Прокошин: Это море в марте вкусней мартини.
Чайки в раме неба, и мы в картине, снятой Пьером Паоло Пазолини. Я не Мартин Иден, но кто докажет, если солнце — в море, а рама — в саже. Мы одни с тобою в пустом пейзаже. Полдень катит волны на берег адский, воскрешая жизнь, как считал Вернадский. Дикий пляж расстелен, как плед шотландский. А у моря голос конкретно бычий, так бывает ранней весной, обычно, если акт любви перешел в обычай. Если б знали вы, как мы тут кончаем, обжигая горло горячим чаем — с лунной долькой марта, под крики чаек. О, как горько плачут земные птицы над любым кусочком небесной пиццы. Мы и после смерти им будем сниться. Мы и сами птицами раньше были, только вы об этом забыли, или... Нас еще при Чехове здесь убили. Не зови по-ихнему, что за глюки на краю отлива, в краю разлуки. На хера нам нужен их шестирукий. На хера нам русские отморозки. К нам летает дымом из папироски шестикрылый наш Серафим Саровский. Это море в марте, как в мармеладе, где-то рядом рай на змеином яде. Где я только не был, а вот в Гренаде... [1] Нина Искренко:
«Говорил своей хохлатке...»
Говорил своей хохлатке
в голубом платке с получки вдоль по Пироговке Говорил Уедем Рита Заработаю на хату Будешь ты обута Будем кушать апельсины Коврик купим с полосами Там красиво Север Отводил рукою пряди льнул картофельным медведем говорил Уедем говорил Ни капли Баста Чтоб ей скверной было пусто Завязал я Рита Говорил Последний раз а В рот упала папироса Магазин закрылся Тронул крепко одичало Раздавил в кульке печенье сплюнул непечатно Так и шли законным браком к задним бедам кислым брюкам плыли к боку боком Эх российские буренки голубые табуретки Масловки-Таганки [2] В терцетах Прокошина рифмы звонкие, зачастую паронимические (бычий—обычай; птицы—пиццы), нередко на рифму выносятся имена собственные и топонимы (Пазолини, Вернадский, Саровский, Гренаде). Удержать внимание читателя, не потерять ритм стихотворения в терцете значительно сложнее, чем в катрене.
Искренко использует в терцетах ассонансы (например, браком—брюкам—боком), рифмоиды (буренки—табуретки—Таганки), либо вообще отказывается от рифм, но укрепляет строфу за счет богатой аллитерации, ритмической эвфонии, графического оформления. Не случайно стопа в терцетах Искренко, как правило, короче, чем в терцетах Прокошина. В японской поэзии издревле популярны хокку или хайку. [3] Это лирическое стихотворение из трех строк. В первом и третьем стихе — по пять слогов, во втором — семь. В общей сложности — семнадцать. Кроме того, хайку отличается определенной тематикой: природа и человек, их разноплановая взаимосвязь, единство и противоположность. Жанр хайку оказался востребованным русскими поэтами, однако в достаточно вольной интерпретации. Мало кто из отечественных авторов ХХ! столетия соблюдает необходимое число слогов в этой форме, да и темы в русских трехстишиях самые разнообразные. Не только — природа и человек. Главная особенность современного отечественного трехстишия — это поэтичность взгляда на мир, афористичность, метафоричность и анафоричность письма. Это короткий русский верлибр. Несколько примеров. Михаил Гавин: Есть сила в отказе от силы
как поэзия в отказе от поэзии как язык в отказе от языка [4] Дмитрий Григорьев:
Стихов не бывает,
просто ветер по губам пробегает свободный. [5] Руслан Элинин:
В тот день
Я записал стихотворенье Твой телефон (1989) [6] * * *
эротика — это когда
на встречном эскалаторе все остальное — порнография (1991) [7] * * *
Голова
уже не кружится листва кружится [8] Михаил Файнерман:
Октябрь,
каждый лист на счету, их так мало осталось. [9] * * *
Очутиться одному, на ветру,
одному, на ветру... [10] Наталия Лихтенфельд:
Испепелила в душе врага своего.
И удивительно — испепелился в реальности. Каюсь, каюсь. [11] Элана:
Капля за каплей
Капля за каплей Испытание камню (февраль 2008 г.) [12] Рита Бальмина
Из цикла «Не хокку»: Родители ушли.
Дочь играет в прятки С собственным страхом. [13] Известны анаграмматические, заумные, палиндромические, цифровые и т. п. современные трехстишия. То есть терцет дает широкие возможности для творчества. Это полноценная строфа, в ее рамках можно создать самостоятельное стихотворение.
Виртуозами анаграмматического трехстишия можно назвать Константина Кедрова, Николая Грицанчука, Айвенго. Константин Кедров: Я не вынесу
Я не вы Несу [14] Николай Грицанчук:
А хил лес
Ахил лес лес Ахилл [15] Айвенго:
Бухай
но не хай [16] Заумные терцеты пишут Сергей Бирюков, Марк Ляндо, Валерий Шерстяной.
Сергей Бирюков: ыбка почти робко
на самом деле рыбка и донко [17] Валерий Шерстяной:
табр ять прямл
дать щив хив в е р л и н у р жив луб крош клев клин дать в е р л и н у р кид крап лаш палз прыск бли в е р л и н у р (1993) [18] Марк Ляндо:
Зеркаль — Зорь аль!
ДО — ре — ми — соль Зорь воль!.. [19] Борис Гринберг показал образцы палиндромических трехстиший, например, в стихотворении «Извечные вопросы»:
Какого?..
Кого? Как?! [20] Алексей Шепелев использует в терцете цифровое письмо:
2 3 1
л и ц о 1 2 2 л и ц о 3 1 3 [21] Краткие выводы.
Трехстишие поливариативно, как в целом строфическая система современной русской поэзии. Терцет может быть и самостоятельным стихотворением, а может быть и строфой (частью) поэтического текста. Терцет менее популярен у отечественных стихотворцев, чем катрен, но, тем не менее, востребован. Литература:
_________________________________________
|