Главная страница

Это действительно было (книга мемуаров)

«Это действительно было (книга мемуаров)»



ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ
Игоря Кио

Этого артиста я любил с детства. Помню, мать водила меня с братом на его представления в старый добрый московский цирк на Цветном бульваре, и мы, затаив дыхание, смотрели как он, любимый наш артист, творил на манеже настоящие чудеса. Прошли годы, мне посчастливилось познакомиться с этим человеком. Игорь Эмильевич предложил мне стать его пресс-секретарем. И шесть лет я выполнял эту работу. Конечно, это была специфическая деятельность. На работу в офис Кио, расположенный на Проспекте мира, я не ходил. Но когда было надо, он звонил мне и говорил, в чем нуждается. В основном потребность во мне возникала накануне очередных гастролей, или после выхода книги и т.д.
Кио был очень интересным человеком. Сибарит, интеллигент, любитель анекдотов...
Работать с ним было интересно. Он не врал, делал то, что говорил. В цирковой среде у него была безупречная репутация, что очень редко. Обычно люди искусства друг друга не жалуют.
От Игоря Кио тянулась цепочка связей. Так он меня познакомил с иллюзионистами Татьяной Кох и Юрой Кукесом, Юра Кукес — с Мстиславом Запашным. Я им всем помогал в плане пиара.
Игорь Эмильевич дружил с художником из театра имени Рубена Симонова Александром Авербухом — я помогал и этому театру.
Платил Кио неохотно. Всегда торговался. Но когда сходились в цене, рассчитывался пунктуально.
Мы начали сотрудничать очень давно, году в 1992-ом. Цены тогда были смешные. Я размещал сюжет в программе «Время» за 500 долларов с указанием места и времени представления Кио. И, надо сказать, Игорь Эмильевич меня ценил. Все-таки шесть лет подряд он давал мне работу.



* * *

Работали мы четко и отлажено, не подводя друг друга. Правда, как я уже писал, всегда торговались. И любили подшучивать друг над другом...
...1996 год. Шла презентация новой программы Цирка на проспекте Вернадского. Собралось много известных людей — Леонид Костюк, Константин Бесков, Станислав Садальский, толпа журналистов... Садальский, помню, предложил тост «За великого Кио». Все охотно выпили.
Мы стояли на презентации рядом с Кио и его учеником Юрой Кукесом. Потом к нам подошли красивые, длинноногие девушки из танцевального коллектива Юры.
Игорь Эмильевич, помню, приятно пошутил:
— Девчонки, мы с Юрой должны много денег Степанову, придется расплачиваться вами...
Девчонки засмеялись. А я загрустил, потому что знал — Игорь Эмильевич всего лишь пошутил. Увы.



* * *

Кио никогда не хвастался. Не рассказывал о своей семейной жизни с дочкой Сталина.
Очень дорожил добрым отношением к нему Константина Ивановича Бескова, который был в свое время его тренером.



* * *

В молодости он работал без остановки, давал по 500600 представлений в месяц.
Когда я с ним познакомился, он уже работал меньше. Вообще, не любил делать лишние телодвижения. Даже офис у него был на первом этаже его дома.
О советской рабской цирковой системе отзывался нелицеприятно — на «дядю» он работать не любил. И сразу после Перестройки у него появилась своя цирковая компания.



* * *

Когда я затеял журнал «Футурум АРТ», Игорь Эмильевич начал его поддерживать. В первом номере вышло его интервью, которое у него взял наш корреспондент Саша Алешин. У меня до сих пор в архиве хранятся фотографии Кио, где он с Аллой Пугачевой.



* * *

Я провел много пресс-конференций Игоря Кио, много раз делал с ним интервью. Сейчас хочу предложить вашему вниманию беседу, которую мы сделали сразу после его гастролей в Японии.
— Игорь Эмильевич, что-то давно о Вас не было никакой информации. Куда Вы пропали?


— Я находился на гастролях в Японии. Они длились шесть месяцев. Гастроли были весьма необычные, несколько непривычные для меня. Расскажу по порядку. Есть в Японии такая фирма «Хонма Когио Ко лтд», которая в течение последних пяти лет постоянно приглашает выступать в Японии двести-двести пятьдесят российских артистов. Это и балетные коллективы, и эстрадные артисты, и мастера оригинального жанра... Фирма «Хонма Когио Ко лтд» очень богатая. У нее десять отелей на острове Хокайдо. В этих отелях есть ночные клубы. В них как раз и выступают русские артисты. Вот и я проработал в таких клубах полгода.
Наверное, вход в такие клубы очень дорогой?
— Вы не поверите — плата за билеты не взимается вовсе! Артисты повышают престиж отелей! Дело в том, что эти отели расположены на горном курорте. Туда люди приезжают отдыхать, лечиться. Места действительно очень красивые. Олени ходят, лисы бегают, бьют целебные источники...
Какие зрители японцы?
— Фантастические. С одной стороны, эти люди творят чудеса науки и техники. С другой стороны, они верят в самые настоящие сказки. Верят на полном серьезе. Точно дети. Все наши иллюзионные представления они воспринимали конкретно, принимая нас за настоящих магов.
А что Вас еще поразило в Японии?
— То, как японцы работают. Я не могу сказать о всей стране, но видел, как работают служащие в отеле. Регулярных выходных у них нет. Выходных всего два-три в месяц по согласованию с хозяином. Отпусков нет вообще. Работают с пяти утра до двух часов ночи. Как пчелки.
Вы показывали свою программу только в отеле или выступали где-то еще?
—   Еще мы работали в Саппоро, одном из крупнейшем городов Японии. Этот город меня поразил. Вот мы все ругаем (и справедливо!) наши власти за то, что у нас грязные улицы. Но в Саппоро улицы, по-моему, не убирают вообще никогда.
Много русских артистов работает в Японии?
— Очень. Мир сейчас открыт. Зачастую артисты договариваются о гастролях самостоятельно. Напрямую. Плохие артисты (они всегда более пробивные) заполонили не только Японию — Запад вообще. Работают наши порой за пять долларов. Сбивают рынок колоссально. В Японии мириады русских артистов, многие из которых в лучшем случае смогли бы выступать в каком-нибудь провинциальном российском Доме культуры.
Что Вы думаете о западных иллюзионистах?
— Меня поражает шоу Зигфрида и Роя. Это действительно роскошное шоу. Очень дорогостоящее. Программа стоит двадцать миллионов долларов. В такой программе вы увидите белых тигров, слонов, услышите — живьем! — песни Мадонны, Майкла Джексона. Что же касается шоу знаменитого Давида Коперфильда, то, безусловно, это, прежде всего, телевизионное шоу. Давид Коперфильд сделал себе имя благодаря телевидению, видео. По всему миру продаются его кассеты. И на экране он выглядит намного убедительнее, чем на сцене. Между тем, это, конечно, выдающийся мастер. Хороший манипулятор, пластичный танцовщик, просто красивый, обворожительный артист. Кстати говоря, его настоящая фамилия — Коткин. Его родители — выходцы из России, из Одессы.
Большой бум произвели его полеты над сценой. Вы могли бы их повторить?
— Мог бы. Они меня, надо признаться, «завели» как профессионала. Могу уверенно сказать, что если в мое шоу вложить деньги, я полечу не то что над сценой, полечу вообще над землей, ну, скажем, над останкинским прудом. Поймите, в нашем деле очень многое зависит именно от денег. Тот же Давид Коперфильд ежегодно отдельной строкой закладывается в бюджет США, он национальное достояние Америки.
А среди наших иллюзионистов есть достойные мастера?
— Конечно, есть. Но прямо скажу, их не много. Я считаю, что сейчас безусловные лидеры в жанре — это Татьяна Кох и Юрий Кукес, заслуженные артисты России. Это молодые талантливые ребята, муж и жена. Прекрасные профессионалы, настоящие артисты. В отличие от других они показывают не просто фокусы, а настоящее шоу. Они обладают огромной культурой и подлинной артистичностью. Кстати говоря, Юрий шесть лет работал в Японии, а до этого выступал на сцене старого цирка на Цветном бульваре.
Игорь Эмильевич, как Вы считаете, есть ли нераскрытые трюки?
— Разгадать нельзя то, что не видел. А то, что увидено, то разгадано. Формула трюка проста — исчезновение, появление, превращение. И каждый трюк ассоциируется с каким-то другим.
Приходилось ли Вам пользоваться своим умением творить чудеса?
— Нет, поскольку я чудес не творю. Но расскажу Вам смешной случай. Мы получали с женой квартиру от кооператива Союза архитекторов. Пришли на жеребьевку — там определяли кому какой этаж достанется. Я спрашиваю жену: «Какой этаж ты хочешь?» Она отвечает почему-то: «Двенадцатый». Я тяну бумажку, сам на нее не смотрю, отдаю супруге и говорю: «Вот тебе, пожалуйста, двенадцатый этаж».
И точно. Понимаете, просто повезло. Случайность. Но разговоров потом было много...
А Вы сами верите в чудеса?
— Верю. Помните, может быть, была знаменитая женщина-экстрасенс Роза Кулешова? Я с ней встречался. Она действительно обладала кожным зрением. Она видела любым участком тела. Она однажды пришла ко мне. Я положил газету «Правда» на стул. Посадил на этот стол Розу. И она мне прочитала всю передовицу.
Может быть, она выучила заранее?
— Но ведь это я дал ей газету. Она про нее ничего не знала. Она была, конечно, экстравагантной женщиной. Разговаривала только стихами. Понять эти стихи не всегда представлялось возможным, но их форма отличалась безукоризненной строгостью.
Вы применяете в своих шоу элементы, парапсихологии?
— Нет. У меня другая профессия. Но знаете, однажды ко мне в Краснодаре после выступления подошла одна женщина. Нервы у нее было явно на пределе. Она стала мне говорить, что соседка ее сглазила. Спросила у меня: «Как Вы считаете, пройдет это у меня?» Я ответил: «Пройдет!» Она: «Правда?» Я: «Правда!» Через три дня она прибежала ко мне опять, принесла бутылку коньяка, корзину закуски и сказала: «Вы знаете, в первый же день, после того, как я у Вас побывала, я почувствовала себя значительно легче. А на второй — проснулась и вообще сглаз как рукой сняло. Огромное Вам спасибо!» Очень сильно благодарила.
Игорь Эмильевич, о Вас написано множество статей в различных газетах мира. Что Вам запомнилось из написанного о Вас?
— «Нью-Йорк таймс» однажды написала: «Советский иллюзионист Игорь Кио похож на Сталина. Раньше люди пропадали у Сталина, теперь у Кио». Кажется, так там было сказано.

1997-2007