Главная страница

Формула успеха. «Звезды» российской эстрады и шоу-бизнеса отвечают на вопросы.

«Формула успеха. «Звезды» российской эстрады и шоу-бизнеса отвечают на вопросы.»



ЮРИЙ МАЛИКОВ


ЮРИЙ МАЛИКОВ: «НЕ НАДО ЗАВИДОВАТЬ!»

Юрий Фёдорович Маликов — заслуженный артист России, организатор и неизменный художественный руководитель знаменитого и нестареющего ансамбля «Самоцветы», мудрый наставник, воспитавший не одно поколение талантливых музыкантов, в том числе и своего популярного сына Дмитрия.
...Мы едем в машине с Юрием Фёдоровичем по Москве и беседуем. Не только о музыке. Скорее — просто о жизни.

— Юрий Фёдорович, какая на Ваш взгляд, сейчас самая главная задача в стране?

— По-моему, главная задача — это сформировать средний класс. Я бы очень хотел, чтобы в стране появилось как можно больше таких людей.

— А что Вы подразумеваете под средним классом?

— Это люди, которые имеют достойно оплачиваемую работу. Люди, которые могут обеспечивать себя питанием, одеждой, оплачивать квартиру, передвижение, нормально лечиться, отдыхать, оставлять запас на будущее, делать какие-то серьезные покупки, построить дачу. Все, что я перечислил, не роскошь. Это атрибуты нормальной, человеческой жизни. На среднем классе держится весь мир. Пока у нас в стране не будут получать нормальные деньги учителя, военнослужащие, врачи. — никакого демократического общества мы не построим. Пока же к среднему классу у нас относится тот, кто имеет палатку.

— У Вас богатейший опыт, около тридцати лет Вы руководите ансамблем, объездили нашу страну вдоль и поперек. Причем в разные годы. Скажите, пожалуйста, на Ваш взгляд, люди сейчас стали жить действительно хуже, чем раньше? Мне почему-то в это не очень верится, когда я вижу, как с рынков люди прут видеомагнитофоны, роскошные холодильники, стиральные машины...

— Раньше мы все усредненно имели пайку. Можно было особенно не напрягаться, получать свой минимум и... жить по мировым меркам ужасно. Мне есть с чем сравнивать — я впервые выехал за рубеж как музыкант в двадцать один год. Контраст меня тогда поразил.
Вот Вы говорите, люди тащат с рынка видеомагнитофоны, другие вещи. По-моему, это хорошо. Они же тащат не только для себя, а для своих семей. Сейчас говорят, что примерно десять миллионов граждан из ста пятидесяти миллионов российского населения стали жить богато. Я бы предложил умножить эти десять миллионов, как минимум, на три-четыре-пять — на членов семей этих новых богатых людей. Следовательно, процент обеспеченных соотечественников значительно возрастет. Так что, на мой взгляд, все у нас не так безнадежно. Конечно, очень трудно бюджетникам, пенсионерам, детям, малоимущим. Вот им-то и надо, в первую очередь, помогать.
Не может быть, чтобы одни жили очень богато, а другие голодали. Нужно (если вернуться к Вашему первому вопросу) чтобы доминировал средний класс.

— Как сейчас дела у «Самоцветов»? По-моему, сейчас у ансамбля опять, как много лет назад, колоссальная популярность.

— Популярность, конечно, есть. Но преувеличивать ее все-таки не надо. У каждого времени свои герои. Конечно, такого успеха, какой был в прежние годы, мы сейчас не имеем. И это не оттого, что мы стали хуже петь, нет. Просто раньше на концерт шли все. Билеты стоили три рубля. Сейчас стоимость концерта значительно выше. А наша публика — это не юные люди, наши зрители — уже бабушки, дедушки. И у них-то как раз денег нет. А молодежь сегодня идет на «Иванушек», на «Мумий тролль». У «Самоцветов» же сейчас в лучшем случае четыре-пять выступлений в месяц. А только в январе семьдесят пятого года мы дали сто двадцать четыре сольных концерта. Сегодня это нереально. И не только для нас, кстати. Сегодня даже всеми любимая и уважаемая, великая Алла Борисовна Пугачева, совершая тур, дает за шесть месяцев сорок пять концертов. Это при том, что ее поддерживают богатые спонсоры, талантливые организаторы. Времена изменились. Но я, конечно, ни о чем не жалею. Сейчас зато больше кассет покупают. Так во всем мире происходит. Концертов и в богатых странах музыканты имеют не так много.

— Недавно я делал интервью с Анатолием Ивановичем Полетаевым, дирижером и руководителем государственного академического русского концертного ансамбля «Боян». Он, в частности, заметил, что некоторые исполнители популярной музыки — цитирую — «имеют способности, получили неплохое образование... Но все дело в том, что свои знания они используют не на благое дело служения искусству, добру, а на служение золотому тельцу...»
Что, Юрий Фёдорович, Вы, выпускник Московской консерватории и руководитель эстрадного коллектива, думаете по этому поводу?

— Я не согласен с такой постановкой вопроса. Скажу о себе. Я не учиться музыке не мог Закончив индустриальный техникум в Подольске, я поступил в музыкальную школу, потом в музыкальное училище, потом в консерваторию. Закончив ее, я мог бы, конечно, пойти играть в симфонический оркестр — формально выполнять свою роль. Но мне хотелось чего-то большего! Осуждать человека, эстрадного музыканта за образование, по крайней мере, странно. В то время, когда я начинал свой путь в музыке, не учили нигде ни джазу, ни эстраде. Учиться я мог только в официальных музыкальных заведениях. И я учился.
Так за что же меня обвинять? За образование? Или за успех?
Правильно в пословице говорится — рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Если у человека получается в каком-то виде искусстве — будь то фольклор, классика или популярная музыка, нужно порадоваться за него. А не завидовать.

— И все-таки проблема мирного сосуществования классики и популярной музыки, видимо, есть. Как ее разрешить?

— Вся эта так называемая проблема упирается опять- таки в экономику. На Западе классический музыкант получает такие же деньги, как популярный эстрадный исполнитель. К примеру, Мстислав Ростропович (умер в 2007году. — Е. С., 2012), так же хорошо зарабатывает, как Майкл Болден или Джордж Майкл...
Мне кажется, в любом виде искусства есть произведения, которые останутся в истории. Конечно, классика всегда вне времени. А в «попсе» много проходящего. Но опять- таки завидовать не надо. Даже если музыкант заработал какие-то деньги, в этом нет ничего плохого. Пусть богатых людей станет больше. Надо (опять возвращаемся к началу нашей беседы!) искать возможности создать средний класс. Тогда людям будет легче выбирать и сравнивать, что хорошо, а что плохо.

— Но перекосов в сторону «попсы», видимо, не должно быть?

— Перекосов не должно быть ни в какую сторону. И здесь очень важна роль ТВ. Важно чувство меры. Нельзя в лоб пропагандировать: классика — это хорошо, а «попса» — это плохо. Нужно о б ъ я с н я т ь, чтобы люди сами все поняли.

— Сейчас как-то чудовищно очевидно, что за успехом той или иной «звезды» всегда стоит какой-то могущественный родственник. Примеры могу перечислять до бесконечности. А как пробивались Вы на эстрадный олимп? Кто стоял за Вами?

— Никто. Родители у меня из Подмосковья, никакого блата я, разумеется, не имел. Мой отец не был профессиональным музыкантом, хотя умел играть на аккордеоне, других инструментах, и первые уроки музыки я брал именно у него. Во время войны отец был танкистом, его наградили четырьмя орденами Красной Звезды. Все, чего добился, я добился сам.
Детям, конечно, было полегче. Мы им уже предлагали определенную программу...

— Вы довольны детьми?

— Да. Но им еще надо много работать!

1998