Главная страница

Формула успеха. «Звезды» российской эстрады и шоу-бизнеса отвечают на вопросы.

«Формула успеха. «Звезды» российской эстрады и шоу-бизнеса отвечают на вопросы.»



БАРИ АЛИБАСОВ


ПАПА КАРЛО РОССИЙСКОЙ ЭСТРАДЫ — БАРИ АЛИБАСОВ

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА


Бари Каримович Алибасов родился в один день с Александром Сергеевичем Пушкиным — 6 июня. Случилось это радостное событие в 1947 году в Семипалатинской области, на станции Чарская. Образование будущий кумир молодежи получил незаконченное высшее (учился на архитектора). Кроме того, он учился в 1973-1974 годах в Усть-Каменогорском музыкальном училище. Осваивал ударные инструменты. Но училища тоже не закончил, поскольку с ранних лет начал много гастролировать по стране.
Был женат четыре раза.
По национальности — татарин. Хотя среди предков есть и хакасы, и казахи... Сам себя иногда называет мутантом — поскольку родился недалеко от места ядерных испытаний. Песня «Фаина» посвящена его бабушке, татарке.
Алибасов «раскручивал» великое множество эстрадных исполнителей: созданный им самим в далеком 1966 году авангардный ансамбль «Рецитал», милого Женю Белоусова (царство ему небесное!), оборотистого Андрея Разина, сексапильную группу «Комбинация».
Начиная с 1989 года Бари Каримович — бессменный продюсер, духовный отец, автор многих нашумевших шлягеров супер-группы «На-На!»

ОБ ОТЕЧЕСТВЕННОМ ШОУ-БИЗНЕСЕ


Автору этих заметок неоднократно приходилось общаться с Бари Каримовичем. Его суждения на ту или иную тему я аккуратно записывал на диктофон. Однажды у нас произошел такой разговор.

— Бари Каримович, когда несколько лет назад я впервые увидел на сцене группу «На-На», не скрою, Ваши ребята произвели на меня, мягко говоря, удручающее впечатление. Ну вот, подумал я, какие-то очередные смазливые, непрофессиональные пареньки вылезли на сцену. Прошло время, «нанисты» все чаще и чаще появлялись в эфире. Сейчас они — как ни крути — «звезды» первой величины. Выходит, правда: талантами не рождаются, талантами становятся?

— Не совсем. Еще несколько лет назад можно было, не имея голоса, но обладая большими «бабками», опытным «толкачом», связями, стать популярным. Сейчас уже нужно иметь и талант, и «бабки», и толкача, и связи...

— Связи интимного характера?

— И такие тоже. Это срабатывает во всем мире. В шоу- бизнес (как ты любишь говорить) — два пути. Первый: нужно быть гением. Тогда ты в любом случае пробьешься. Второй: иметь близкие (родственные) отношения с сильными мира сего, то есть действовать через влиятельных мам, пап, дядей, тетей, любовников, любовниц. Свои люди — это чрезвычайно много значит. Не только в шоу-бизнесе — везде. Но лучше всего — повторю — быть одаренным, а также иметь связи, деньги, хорошего менеджера.

— Отечественный шоу-бизнес — жестокий мир. И непредсказуемый. Как, например, наши реки, где течет не только вода, но и мазут, нефть, дохлая рыба, человеческие трупы... Я пишу о музыкальных тусовках много лет, знаю: писать правду небезопасно, могут пригрозить, оклеветать. Но я-то маленький человек. А Вы взошли на олимп шоу- бизнеса. Как там наверху? Отстреливаться не приходится?

— Нет. Я так скажу: наша среда не более жестока, чем любая другая. Вот Андрей Разин в своей книжке «Человек тусовки» пишет, что этот мир грязен, кровав. Но почему Андрей тогда в нем оказался? Знаешь, свинья грязь найдет.. Впрочем, не буду отрицать, что случаются иногда и «веселенькие» разборки. Когда в свое время концертная деятельность стала выгодной, в нее хлынуло немало криминальных людей, из тюрем возвратились администраторы, которые отсидели за «левые» концерты. Они вернулись, стали заниматься тем, чем занимались всегда. И — привнесли в свою деятельность уже новый, более суровый опыт.

— Вы — продюсер-одиночка. Тяжело приходится?

— Нелегко. Конкуренция в нашем мире действительно жесткая. Когда люди объединяются, у них, конечно, больше возможностей влиять на общественное мнение, на средства массовой информации. Но, объединившись, люди берут на себя определенные обязательства по отношению к партнерам. То есть становятся несвободными.

— Вы упомянули про средства массовой информации. Злые языки утверждают, что Вы подкупили все телевидение.

— Никого я не подкупил. Никаких взяток не даю. Могу даже тебя удивить: телевидение мне платит гонорары за то, что наша группа принимает участие в тех или иных передачах.

— Фантастика!

— Это не фантастика. Я тебе даже больше скажу: иногда мне действительно приходится платить телевизионщикам, но за то, чтобы нас не показывали. Я не хочу, чтобы наша группа надоела зрителям. Я добился такого положения, конечно, не сразу, а за десятилетия своей работы. На ТВ трудится много моих настоящих друзей и подруг. С некоторыми из популярных ведущих мы называем друг друга братом и сестрой.

— Газетчикам Вы тоже не платите?

— Ну, ты же это прекрасно знаешь по себе. Ведь это ты искал встречи со мной, а не наоборот.

О ГРУППЕ «НА-НА»


Весь свой недюжинный организаторский талант, яркие творческие способности Алибасов вложил в группу «Нана». К 1989 году он уже знал, к а к делать настоящее шоу, и знал, к а к надо работать с артистами.
Он сформировал репертуар группы. Он установил в коллективе достаточно суровую дисциплину. С первых лет существования «На-ны» артисты этого коллектива не имели права употреблять алкоголь, во время гастролей общаться с местным населением, давать — не согласовав с шефом — интервью...
Обо всем этом Алибасов договаривался с артистами не на словах. Он сразу стал заключать с «на-нистами» долгосрочные контракты.
«Впрочем, — пожаловался мне однажды Бари Каримович, — на гастроли-то я с ними не езжу. И, конечно, проконтролировать их полностью не могу!..»

О ДОСТАТКЕ


Сейчас Бари Алибасов, конечно, состоятельный человек. Он переехал в шикарную квартиру (в ней двести пятьдесят квадратных метров). Живет в замечательно отреставрированном доме девятнадцатого века в самом центре Москвы, в районе Никитских ворот. Эта квартира детально описана в справочнике «Кто есть кто в России». Цитирую: «Выложенная черным гранитом прихожая, концептуальный интерьер жилых комнат, исполненных в стиле классического модерна начала века, две ванные комнаты, солярий и сауна на пять человек.»
Шикарно? Конечно, шикарно. Но Бари Алибасов, этот папа Карло российский эстрады, «строгающий» эстрадных знаменитостей фактически из любого материала, сумел доказать, что он достоин большого успеха. И творческого, и финансового. Кстати говоря, материальные ценности никогда не стояли у Алибасова на первом плане. И многие годы он прожил в скромной малогабаритной двухкомнатной квартирке размером тридцать два квадратных метра.
«Поверь, материальные ценности — не главное! — сказал мне однажды Алибасов. — Главное — чтобы в доме было тепло и сухо, чтобы существовала возможность заниматься любимым делом! Все деньги, которые я зарабатываю, я вкладываю в артистов, в расширение производства!..»

1993 - 2008