Главная страница

Формула успеха. «Звезды» российской эстрады и шоу-бизнеса отвечают на вопросы.

«Формула успеха. «Звезды» российской эстрады и шоу-бизнеса отвечают на вопросы.»



ОЛЕГ МИТЯЕВ


ОЛЕГ МИТЯЕВ: «ПОЭТОМ СЕБЯ НЕ СЧИТАЮ...»

Олег Митяев — один из немногих наших отечественных бардов, который с успехом выступает на большой эстраде. Причем не только в России, но и далеко за ее пределами. Песни его, в самом деле, широко известны. Вспомните — «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», «снова гость к моей соседке», «она такая же москвичка как была...». Все эти слова из песен, которые написал и исполняет Олег Митяев. И не только он.
Мы встретились в одном небольшом уютном кафе на Никитской улице. Разговор, по-моему, получился откровенным.

— Олег, я довольно давно слежу за Вашей работой. И признаюсь, сейчас мне весьма трудно определить, кто же Вы — бард или популярный эстрадный исполнитель?

— А зачем нужно что-то определять? Я просто пишу песни, исполняю их. Но, по большому счету, всерьез, как сейчас говорят, с пафосом я научился к себе не относиться. Знаете, мои друзья-музыканты считают меня — поэтом, поэты меня считают гитаристом. Я же себя не считаю ни тем, ни другим.

— У Фазиля Искандера есть замечательный рассказ «Начало». В нем несколько пронзительно точных наблюдений о нелегкой планиде писателя (вообще художника). «...чтобы открывать и изобретать, надо зарабатывать на жизнь, и я пишу. Но вот что плохо. Читатель начинает мне навязывать роль юмориста, и я уже сам как-то невольно доигрываю ее. Стоит мне взяться за что-то серьезное, как я вижу лицо читателя, с выражением добродетельного терпения ждущего, когда я наконец начну про смешное...» Нет ли у Вас ощущения, что Вы подыгрываете Вашему слушателю, зрителю?

— Идеальный вариант такой: ты что-то делаешь от души — и это нравится окружающим. Могу сказать определенно: все, что я делаю, я делаю от души.

— У Вас вышло немало альбомов, компакт-дисков. Перечислю некоторые из них — «Давай с тобой поговорим», «Теперь толкуют о деньгах», «Светлое прошлое», «Песни и стихи», «Письмо из Африки», «Лето — это маленькая жизнь». Это немало. В общем-то, творческая судьба уже сложилась. Как Вы сами считаете, Вы уже полностью реализовались как художник?

— Думаю, что нет. Скрытые резервы, я надеюсь, есть. Кстати говоря, не только в песне. Мне, вообще, с детства интересен художественный подход в любых сферах. Еще в Монтажном техникуме в Челябинске я оформлял вместе с нашим учителем русского языка стенгазету, получал от этого огромное удовольствие. Позднее стал сниматься в кино, сыграл две небольшие роли, очень хотел бы сниматься еще, беседовал на эту тему с Петром Ефимовичем Тодоровским. Увы, пока конкретных предложений нет. Но, как говорится, ждем-с.

— Вы плодотворно сотрудничаете с одним из столпов российской поп-музыки Михаилом Шуфутинском. Он исполняет две, на мой взгляд, Ваши лучшие песни — «Ненаточенные ножи» и «Француженка». Клип на песню «Ненаточенные ножи» стал супер-популярным. Планируется ли в дальнейшем Ваше совместное творчество?

— На самом деле, мы с Михаилом Шуфутинским не сотрудничаем. Я его видел, увы, один раз в жизни. Он попросил у меня разрешение на исполнение двух моих песен. Я разрешил. И, конечно, не жалею об этом. У Шуфутинского хороший голос, он талантливо исполняет мои скромные сочинения. И мне от этого прок. Это реклама моим песням.

— Хотелось бы немного заглянуть в Вашу творческую лабораторию. Не могли бы Вы рассказать, как возникла песня «Француженка»? Это собирательный образ, вымышленный? Или героиня вполне реальна и конкретна?

— Она вполне реальна и конкретна. И действительно живет в семнадцатом квартале Парижа, у нее действительно есть подруга из США Барбара, с которой они встречают вместе каждый новый год, и действительно у нее «от "столичной" голова под утро не болит...» Песню начал писать именно в Париже.

— А песня «Ненаточенные ножи»? Там тоже реальные персонажи?

— В этой песни персонажи реальные. Но — собирательные.

— Вы знаете, Олег, о Вас ходит достаточно много всевозможных слухов. Вы, в самом деле, в центре внимания. Я, например, от трех совершенно различных людей слышал, что именно они в свое время учили Вас играть на гитаре. Например, бард Юра Гарин уверял меня, что именно он показывал Вам, как брать те или иные аккорды.

— Это правда. Когда я оказался на фестивале «Авторская песня» в моем родном Челябинске, то увидел там молодого человека, который замечательно играл на гитаре и пел. Это и был Юра Гарин. Мы подружились. И он, в самом деле, показал мне различные аккорды. Правда, играть на гитаре я до сих пор толком не умею. Так что, слава быть моим учителем — слава весьма сомнительная.

— А кто Вы по образованию?

— Техник-электрик, тренер по плаванию и режиссер.

— Вы всегда выступаете вместе с талантливым гитаристом Константином Тарасовым. Как рассказали мне в студии Вдадимира Маркина «Трудное детство», Константин сейчас тоже начал записывать свои песни. Как Вы считаете, это не может повредить Вашему единому творческому организму?

— Конечно, нет. Мы работаем вместе десять лет. Костя — автор всех аранжировок к моим мелодиям. Мы дополняем друг друга.

— Вы довольно много гастролируете не только в России, но и за рубежом — в Германии, Франции, даже в Южной Африке. Кто Ваши слушатели за границей? Наверное, наши бывшие соотечественники?

— Не только и не столько. Как это ни странно. Это, вообще, для меня большая тайна, почему, например, немцы ходят на наши концерты. Но раз ходят, значит, им это зачем-то надо. Хотя, не скрою, немало на наших концертах — славистов, людей, профессионально интересующихся русским языком, русской культурой в целом.

— А где все-таки интереснее выступать — на Западе или дома, в России?

— Да, конечно, дома. Это раньше была некая эйфория от Запада. Хотелось и мир посмотреть, и себя показать. Сейчас мы с Костей с большей радостью выступаем в России.

1997