|
|
ВИКТОР ЧАЙКА
ВИКТОР ЧАЙКА: «АРБАТ НАПОМИНАЕТ МНЕ ОДЕССУ!»
Певец и композитор Виктор Чайка — яркая фигура в нашем шоу-бизнесе.
Достаточно вспомнить песни в его исполнении, а также констатировать, что весь «звездный» репертуар Алексея Глызина (такие шлягеры, как «Ветер-бродяга», «Ты не ангел», «Зимний сад», «То ли воля, то ли неволя»), все пост- «миражевские» хиты Тани Овсиенко («Запомни меня молодой и красивой», «Красивая девчонка») созданы именно Виктором Чайкой. Не так давно музыкант переехал. И живет теперь на Арбате. Я напросился к нему в гости. — Виктор, как живется бывшему одесскому подростку Вите Сигалу (настоящая фамилия Чайки. — Е. С.) в арбатских переулках? — Очень хорошо. Как будто бы я здесь родился. Мне нравятся эти красивые, узкие, кривые переулочки. Арбат напоминает мне Одессу. — С этим понятно. Теперь давайте поговорим на тему — музыкант и бизнес. По-моему, сейчас любой музыкант — прежде всего, предприниматель, причем у многих хорошо поставленное дело. У Александра Кальянова собственная студия, Владимир Маркин — директор ДК, Андрей Макаревич, Игорь Крутой и вовсе телемагнаты. Вы тоже бизнесмен? — Я музыкант. Кем был, тем и остался. Фирмы у меня нет. Меня это состояние устраивает. — А музыку Вы пишете для себя или в расчете на успех? Проще говоря, на Ваш собственный взгляд, Вы продажный музыкант или честный? — Сложный вопрос. Понимаете, любой человек, работающий на эстраде — если, конечно, он не полный идиот — конформист. Чтобы не говорили иные музыканты, в какие бы красивые тоги они не рядились, конформизм в нашем деле существует. Эстрадная песня д о л ж н а запасть в душу слушателю. Причем, сразу. — Есть ли у Вас, сочинения которым, на Ваш взгляд, как «драгоценным винам», настанет черед потом? Пишете ли Вы, как говорят писатели, в стол? — Нет. — Вы долгое время были преуспевающим композитором. Потом стали заниматься сольной вокальной карьерой. Почему? — Я перестал много писать, тиражироваться сознательно. Потому что вдруг стал замечать, что мое имя везде, на всех сборниках... Я стал частью конвейера. Иногда я слушал свою песню и думал: а я это написал или не я? И меня это стало сильно раздражать. Я захотел все бросить. Если дело перестает мне приносить удовольствие, я его бросаю. И начинаю заниматься чем-то другим. — Правда ли то, что Вы работали в ресторане? — Да, работал. После того как три года я отработал барабанщиком в знаменитом козловском «Арсенале», я устроился скрипачом в ресторан «Берлин». — Расскажите, пожалуйста, поподробнее о своей работе музыкантом в ресторане! — В «Берлине» (нынешнем «Савое») я оказался довольно случайно. Перед этим я ушел из ансамбля «Арсенал» Алексея Козлова, ходил без работы, жил на случайные заработки. Меня это, в принципе, не слишком сильно беспокоило. Но потом родился ребенок, его надо было чем-то кормить, и мои старые приятели порекомендовали меня в кабак. И, по большому счету, я об этом не жалею. Ресторан — это хорошая школа для музыканта! — А вообще, через ресторан прошло много отечественных музыкантов? — Я думаю, что все. Может быть, только Алла Борисовна Пугачева в кабаках не пела. А так, назовите мне любого музыканта — и я скажу Вам, в каком «заведении» он работал. — Называю — Владимир Кузмин. — Володя Кузмин вместе с Сашей Барыкиным «лабухали» в Центральном Доме туриста. На тридцать третьем этаже. Как сейчас помню. Толпа на них валила. Но вообще, надо заметить, лучшие ресторанные музыканты — харьковчане. Почему-то так сложилось. И здесь, и за границей. Даже на Брайтоне, в знаменитом «Парадайзе», играют харьковчане. — В Америке, насколько мне известно, в ресторанах играть просто престижно. — Да. В небольшом кабачке в Сан-Франциско я в свое время слышал легендарного Рея Чарлза. Он пел, общался с друзьями, рассказывал различные байки... Зрители шли только на него. И платили соответственно. Понимаете, певец выступает со своей программой. Но в интимном кругу. Это нормально. Это никого не оскорбляет. Кстати, там же, в Америке, я однажды зашел в другой ресторанчик и встретился с Ларисой Долиной, которая отрабатывала свою программу. — Значит, кабак нужен везде. И здесь, и там. И не только, чтобы поесть? — Точно. Что же касается нашей страны, то у нас длительное время артист мог выступать только на трех площадках: на эстраде, на веранде и в ресторане. Выбора особенного не существовало. — А сейчас Вы смогли бы играть в кабаке? — А почему бы и нет? Если понадобится, вполне смогу вспомнить ресторанный репертуарчик. Понимаете, по сути, между рестораном и эстрадой большой разницы нет. Это все формы развлечения публики. Формы-то различные, а суть одна. Музыканты должны сделать так, чтобы клиенты получили максимально приемлемый отдых, погрузились в иную — расслабляющую! — атмосферу. Это закон любого лицедейства. — Вы политизированный человек? — Я устал от политики. Я хочу от нее спрятаться куда- нибудь подальше. Но не могу. Ведь по телевизору все время что-то этакое показывают.. — Вы много смотрите ТВ? — Нет. Хотя с удовольствием смотрю пятый канал «Культура». Там нет чернухи и политики. — Когда утверждали Сергея Кириенко на пост премьерминистра страны, Вам не показалось, что парламент, фигурально выражаясь, изнасиловали? — Ну, это было видно невооруженным глазом. Но разве его изнасиловали впервые? В девяносто третьем году просто расстреляли... Сейчас произошло легкое насилие. Парламентариям нужно было, как говорят, расслабиться и получать удовольствие. Понимаете, в политике (как и на сцене) все играют по своим правилам, все отрабатывают свои деньги. Парламент знал, что его «трахнут», и был согласен на это, но делал мину при плохой погоде. Самое смешное во всей это ситуации, что ни я, ни многие мои друзья не заметили, что появились какие-то изменения в нашей жизни. Одно правительство, другое, его отсутствие. — разницы никакой. Политическая жизнь страны напоминает мне какую-то бесконечную российскую Санта-Барбару. И это было бы смешно, если не было бы так грустно. Если бы при этом шахтеры получали зарплату. — Кстати, о шахтерах. И о всех других наших уважаемых соотечественниках, которые месяцами не получают зарплату, но при этом работают. Не кажется ли Вам странным, что эти люди не ищут другую работу? — А где им искать? Это же не так просто! Чтобы найти другую работу, им нужно переехать. Со всей семьей — со стариками, с детьми! А куда? Безработица-то повсюду. Я был два раза в шахтерском городе Партизанске, где сейчас бастуют. Это между Владивостоком и Находкой. Там, в тайге, в свое время построили городок специально ради шахты. И, кроме шахты и обслуживающих ее структур, там нет ничего, никакого другого производства. И где же смогут найти работу две тысячи здоровых мужиков? Это в большом городе еще можно переориентироваться, перейти с одной фирмы на другую. Да и то сложно. Психологически сложно — искать работу, предлагать себя. Далеко не все на это способны. — А Вы зарплату где-то получаете? — Нет. Уже лет двадцать. Я сам по себе. Я нигде в штате не состою, никакой пенсионный фонд обо мне не позаботится, медицинской страховки у меня нет. Если со мной завтра, не дай Бог, что-то случится, меня не защитит никто. Так что, и мое положение не блестящее. Правда, при этом я, конечно, так каторжно, как шахтеры, не работаю... 1998
|