Главная страница

Формула успеха. «Звезды» российской эстрады и шоу-бизнеса отвечают на вопросы.

«Формула успеха. «Звезды» российской эстрады и шоу-бизнеса отвечают на вопросы.»



ВЛАДИМИР МАТЕЦКИЙ


ВЛАДИМИР МАТЕЦКИЙ: «ВСЕ ОБРАЗУЕТСЯ!»

Владимир Матецкий прославился, в первую очередь, тем, что создал множество шлягеров для репертуара легендарной Софии Ротару, в том числе и культовую песню «Лаванда». Кроме того г-н Матецкий много и успешно работает в кинематографе, написал, в частности, музыку к таким популярным фильмам, как «Маленькая Вера», «В городе Сочи черные ночи».
Однако наша беседа не о музыке. Точнее, не только о ней.

— Владимир, не так давно Вас избрали вице-президентом РАО (Российского авторского общества). Расскажите, пожалуйста, об этой организации!

— РАО — это общественная организация, которая занимается защитой авторских прав. Мы — правопреемники ВААП. Защищать права авторов всегда было нелегко. И в советское время, и сейчас. Но, по-моему, в последние два года ситуация стала выправляться. В новом законе об авторском праве указаны дополнительные источники поступления авторам. Раньше, например, никогда не осуществлялись выплаты с радио и ТВ. Сейчас радио и ТВ платят авторам гонорары. Причем, за каждое использование Вашего интеллектуального труда.

— Платят на всех каналах?

— На всех. Это международное право. И наша страна наконец-то стала его выполнять. Однако, нужно признать, телеканалы выплачивают гонорары весьма неохотно, мотивируя это тем, что у них у самих нет денег.

— Какие еще проблемы у РАО?

— Большой проблемой является аудио-пиратство. С ним очень тяжело бороться. В России большая территория. И ее совсем непросто контролировать.

— Есть ли у вас контакты с западными аналогичными структурами?

— Конечно. Со всеми странами у нас двусторонние отношения. Мы собираем отчисления в аналогичные структуры для заграничных исполнителей.

— Вы — вице-президент РАО. Кроме того у Вас собственная студия. Когда музыку-то пишете?

— Когда есть к этому посыл. Творчество по расписанию не очень хорошо получается. Хотя должен признать, что многие мои песни, которые стали достаточно известными, я сделал именно по заказу. По просьбе различных телевизионных передач. Например, пресловутую «Лаванду» я написал по просьбе музыкального редактора Аллы Дмитриевой, которая заказала эту песню специально для дуэта Яак Йола — София Ротару. Для Новогоднего огонька, если не ошибаюсь, восемьдесят шестого года.

— Вы работаете сейчас с Софией Ротару?

— Да. Только что вышел в свет ее диск, который находился в работе почти три года. На этой пластинке двенадцать песен, которые я написал в соавторстве с Аркадием Укупником. А стихи к пластинке написали такие известные поэты, как Михаил Файбушевич, Игорь Кохановский, Александр Шаганов, Лилиана Воронцова, Симон Осиашвили и Елена Небылова.

— А что для Вас значит студия?

— Студия — это творческая мастерская. Если раньше песни сочинялись в основном за роялем, то сейчас на компьютере параллельно с мелодией пробуется фактура песни, ее ритмическая основа. И порой эти составные части мелодии могут инициировать новые идеи и способствовать творческому процессу.

— Как Вы думаете, труднее сейчас стало композитору или легче по сравнению с годами «застоя». На мой субъективный взгляд, ситуация, увы, не изменилась. Только раньше заказчик был представлен исключительно в лице государства, а сейчас в виде денежного мешка. А хрен, как говорится, редьки не слаще...

— Ситуация и поменялась, и нет. Не поменялась она в том, что и раньше было трудно пробиться, и сейчас нелегко. А поменялась она в том, что раньше существовали цензура, худсовет, давление со стороны Союза композиторов. Союз композиторов обязывал филармонии вычеркивать из рапортичек песни не членов Союза.

— По-моему, все обстояло не так плохо. Хоть какие-то сдерживающие факторы существовали перед натиском настойчивой «попсы»...

— Я бы на эту Вашу реплику, Евгений, хотел ответить следующее. Да, конечно, неприятно, что сейчас на эстраде много исполнителей среднего и низкого уровня. И музыка звучит не всегда прекрасная. Но не надо забывать, что она — часть нашей жизни. И она — отражение тех процессов, которые происходят в стране. «Попсы» полно и в других видах искусства (об этом, кстати, хорошо сказал в свое время артист Евгений Киндинов), но почему-то другие виды искусства журналисты ругают гораздо меньше...

— Хотелось бы с Вами поговорить о средствах массовой информации. Одним из достижений Перестройки и постПерестройки официально считается свободная пресса. Об этом неоднократно заявлял и президент Ельцин. Однако, по-моему, никакой свободной прессы в стране не существует. Если посмотреть на то, что продается на лотках, в киосках, то нетрудно заметить, что доминирует откровенно желтая пресса. Серьезные издания выходят крошечными тиражами и по сути являются тем же «самиздатом», только отпечатанным в типографии. Богатые газеты выражают интересы тех или иных финансовых кланов. И как являлись структурами, обслуживающими власть, так ими и остались... Что Вы думаете по этому поводу?

— Я согласен с тем, что ситуация для средств массовой информации обернулась печально. Засилие желтой прессы мне очень не нравится. Я прекратил выписывать газеты. Не получаю их и не читаю. «Желтизна» прессы меня огорчает. Музыкальные журналисты пишут не о музыке, а о слухах, сплетнях. От этого страдает и шоу-бизнес. Наша отрасль не имеет печатного органа, который мог бы объективно рассказать о ситуации — о продаже кассет, о реальной популярности артистов...

— А как же пресловутые хит-парады в популярных газетах?

— Я с самого начала выступал против хит-парадов в газетах, которые, на мой взгляд, делались не на основе объективных фактов.

— Есть ли выход из этой печальной ситуации?

— Конечно. Более того, я уверен в том, что данный этап в развитии СМИ — временный. И через него рано или поздно нашей стране пройти бы пришлось. Очевидно, период сдерживания, жесткой цензуры компенсируется сейчас периодом вседозволенности и повальной желтизны. Поверьте мне, все образуется.

— Многим интервьюируемым я задаю вопрос о ТВ. Потому что считаю его злейшим врагом каждой семьи. Телевидение отнимает время у людей, дезинформирует их, гасит их творческие возможности, засоряя мозги, создает искаженный образ мироздания. Что Вы думаете о ТВ?

— Что касается ТВ, то меня лично как зрителя возмущает отсутствие там разумной цензуры. Меня возмущает демонстрация эротических фильмов в дневное и вечернее время, фильмов ужасов, которые идут по центральным каналам и содержат жуткие кадры. Но, кстати говоря, сейчас, по-моему, ситуация и на ТВ стала немного выправляться.

— Объявлены результаты национальной премии «Овация». Имена некоторых лауреатов поражают. Например, лучшим поэтом-песенником — не композитором и не исполнителем! — назван Игорь Николаев. Это не профанация?

— Я не был на «Овации» в этом году. Мне нравится и д е я этой премии. Но возникает вопрос — по каким критериям называют лучших в своих жанрах. Честно скажу, я даже не знаю, как это делается сейчас. Оставим сие на совести устроителей. Что же касается, Игоря Николаева, то он, безусловно, талантливый человек. И дай Бог ему здоровья!

— Вы — сугубо городской человек? Или такие понятия, как деревня, земля... что-то значат в Вашей жизни?

— В детстве я много общался с людьми, которые живут на земле. Каждое лето я выезжал к бабушке, которая родом из города Кашина Тверской области. Эти детские впечатления от общения с кашинскими жителями остались во мне на всю жизнь. По-моему, люди в деревне не менее интересны, чем в городе...

1998