Главная страница

Формула успеха. «Звезды» российской эстрады и шоу-бизнеса отвечают на вопросы.

«Формула успеха. «Звезды» российской эстрады и шоу-бизнеса отвечают на вопросы.»



АЛЕКСАНДР КАЛЬЯНОВ


АЛЕКСАНДР КАЛЬЯНОВ: «ГЛАВНОЕ — НЕ ВРАТЬ САМОМУ СЕБЕ!»

Александр Кальянов — широко известный эстрадный артист. Однако путь на большую сцену был у Александра достаточно извилистым и сложным. Долгое время Кальянов работал звукорежиссером, участвовал в записи альбомов многих знаменитостей. Впрочем, и сейчас певец верен занятию прошлых лет. Только теперь записывает Александр Иванович песни не только своих коллег, но и свои собственные альбомы.
Беседуем в студии г-на Кальянова.

Над чем сейчас работаете? — спросил я тогда, шестнадцать лет назад, Александра Ивановича.

— Я записал недавно альбом, который сочинил для меня мой старинный друг Владимир Петрович Пресняков. Петрович сделал мне шикарный подарок. Дело в том, что практически все песни в этом новом альбоме написаны в столь любимом для меня жанре городского романса. И хотя Пресняков-старший прежде всего, конечно, специалист в области джазовой музыки, я считаю, что мелодии ему удались. Равно как и слова. Большинство песен к новому альбом написал Саша Вулых, известный московский журналист и поэт.
И я пою эти песни с огромным удовольствием. Вы знаете, если говорить откровенно, я, по большому счету, певцом себя не считаю. Возможно, есть у меня узнаваемый тембр голоса, но он есть у к а ж д о г о человека. Мне во многом повезло. Душа всегда хотела петь, но я робел, стеснялся, комплексовал. И я, наверное, никогда не вышел бы на сцену, если бы не моя крестная мама в песне Алла Борисовна Пугачева. Именно она помогла мне преодолеть свои комплексы, действительно многому научила.

Говорят, что именно Алла Борисовна прозвала Вас Кальяном Иванычем. А потом, якобы, это имя вошло в обиход в кругу Ваших друзей.

Действительно, это Алла придумала. Иногда она называет меня просто Кальяша.

А кто, помимо Аллы Борисовны, входит в круг Ваших друзей?

Друзей не много. Их много быть и не должно. Кроме уже названных Владимира Преснякова и Аллы Пугачевой, есть школьные друзья, институтские. Вы знаете, я учился в средней школе на Брянщине, радиотехнический институт закончил в Таганроге. Жизнь всех нас разбросала по разным местам, но несмотря на это, мы поддерживаем отношения, и я всегда могу на своих старых верных товарищей положиться.

Где именно на Брянщине Вы выросли? Сохранилась ли связь с малой Родиной? И ощущаете ли Вы с ней, говоря словами Николая Рубцова, «самую жгучую, самую смертную связь»?

Не хотелось бы говорить высоким штилем, однако слово Родина для меня — не пустое слово. Я вырос в небольшой деревеньке, знаю все прелести сельского образа жизни. Знаю, какой это тяжелый и, вместе с тем, прекрасный труд — труд крестьянина. Я не из крестьянской семьи, мои родители, закончив Смоленский университет, преподавали в школе. Папа — химию, а мама литературу. Но, естественно, и родителям, и мне приходилось вести хозяйство. Рубить дрова, заготавливать продовольствие на зиму, доить корову...

Что, в самом деле, и корову приходилось доить?

Да, приходилось. Но не буду врать — не очень успешно. Почему-то она меня бодала. Связь с родными местами я не утратил. Регулярно туда приезжаю, там могила моих родителей. Там стоит маленький красивый домик, где мы жили. Теперь там другие люди. Но все равно, когда я вижу этот домик, чувства наплывают светлые и возвышенные.

— Наверное, оттуда, из сельского детства, у Вас такая нежная любовь и привязанность к русской бане. Один из Ваших товарищей рассказал мне, что Вы без бани практически не можете обходиться.

— Да, это так. Я парюсь в бане каждую неделю. У меня есть один друг, у которого весьма неплохая баня, вот у него-то мы и паримся. Баня — это самоочищение. Это моя жизненная необходимость. Вы знаете, когда меня приглашают на гастроли, то одно из первых моих условий, чтобы возможность была попариться и после покупаться в ледяном бассейне. Меня меньше интересует комфорт моего гостиничного номера, но вот баньку устроители концертов мне обеспечить должны.

— Раз уж речь зашла о концертах, то ответьте, пожалуйста, на такой вопрос — что все-таки приносит Вам больший доход — концерты или студийная работа?

— Если говорить совсем начистоту, то студийная работа доходов практически не приносит. Дело в том, что я записываю не только обеспеченных музыкантов, но стараюсь, по мере сил, помогать молодым, начинающим исполнителям. Я не могу обеспечить им «промоушн», ведь, как Вам известно, за эфир на телевидении, за другие услуги в шоу-бизнесе надо платить. Но выпустить альбом, а иногда и компакт-диск я могу. Вот недавно я записал и альбом, и диск, на мой взгляд, очень талантливому исполнителю Александру Забелину.
Так что денег студия приносит минимум. Но это мой мир, моя жизнь. Все, что я заработал, я вложил сюда. Здесь я живу. В свою небольшую двухкомнатную квартиру я прихожу, мне кажется, только спать. Деньги же я зарабатываю на концертах. И опять их вкладываю в студию, в которой, кстати говоря, работает еще четыре человека. Я плачу им зарплату, несу ответственность за них.

— Вы сказали, что домой приходите только спать. Вашим домашним это не обидно?

— Вы знаете, у меня взрослый двадцатилетний сын Саша. Он учится в Академии имени Гнесиных, мне здорово помогает, здесь, на студии, его частенько можно видеть. Поскольку квартира наша находится неподалеку, то и жена Саша сюда приходит регулярно. Студия — наш дом, мы здесь уже десять лет.

— Если не секрет, чем занимается жена?

— Она сейчас занимается семейным очагом, сохраняет его. Я неплохо зарабатываю, мы можем себе позволить, чтобы Саша не работала.

— Александр Иванович, вернемся к Вашей студийной деятельности. Не так давно Вы сделали очень интересную работу, выпустили компакт-диски выдающегося композитора Александра Зацепина. Расскажите поподробнее об этой работе.

— Во-первых, я тоже считаю, что Александр Зацепин — выдающийся композитор. Его песни поистине народные. Вспомните только «Песенку про зайцев», «Остров невезения», другие шлягеры к фильмам Леонида Гайдая, «призрачно все в этом мире бушующем»... И вот выяснилось, что все эти песни находятся на грани исчезновения, записи обветшали, еще бы чуть-чуть — и они пропали бы безвозвратно. В общем, исходя прежде всего из чувства любви к этим песням, нежели из коммерческой выгоды, мы и начали работать. И я очень счастлив, что эта работа удалась. Понравилась она и Александру Сергеевичу.

— Александр Иванович, Вы человек зрелый. И с огромным опытом. Скажите, какая истина лично для Вас кажется на сегодняшний момент наиболее актуальной?

— Мне кажется, главное в жизни — это не врать самому себе. Делать все с полной самоотдачей. И если выходить на сцену — то работать концерт так, как будто выступаешь в последний раз. Только тогда можно рассчитывать на успех на сцене, да и вообще в жизни!

1996