Главная страница

Застой. Перестройка. Отстой.

«Застой. Перестройка. Отстой.»



Предисловие


Мой старинный друг Евгений Степанов — одна из невероятных фигур современного литературного процесса.
Постоянный автор "Знамени" (как критик), журнала
"Крещатик" (как поэт, прозаик и мемуарист), публицист "Экслибриса НГ", кандидат филологических наук (защитился в МГУ). Заканчивает докторскую о современной поэзии.
При этом Степанов — истинный медиамагнат. Он издает неимоверное количество журналов — "Дети Ра", "Футурум АРТ", "Крещатик", "Зинзивер", "Другие", "Персона Плюс", газету "Литературные известия" и т.д. Его издательство "Вест-Консалтинг" вышло на уровень пятидесяти-семидесяти книг в год. Когда Степанов все успевает — непонятно. Но самое удивительное даже не это — Степанов умудряется писать прозу — повести, рассказы, романы. Его первый роман "Благодарная песня Джамбула" вызвал шквал рецензий, и положительных (их было больше), и отрицательных.
Сейчас у вас вруках второй роман Евгения Степанова "Застой. Перестройка. Отстой.". Безусловно, это основное произведение автора на данном этапе. Писатель показывает жизнь в трех эпохах, широкими мазками рисует картину советско-российской действительности с 60-х годов прошлого века по 2000-е. Его герои учатся в московской школе, провинциальном вузе, работают в деревне на педагогическом поприще, сидят в психушке и тюрьме, воюют в Афганистане, осваивают азы бизнеса, проходят через эмиграцию и т.д. и т.п. Показаны разнообразные слои общества, различные этапы общественно-экономического развития страны. На мой взгляд, это одно из самых эпохальных произведений о нашей жизни в последние пятьдесят лет.
Главный герой романа — Евгений Викторович Жарков, поэт, учитель словесности, журналист, бизнесмен, человек, выживающий в самых сложнейших и невероятных жизненных ситуациях и не теряющий бодрости духа и чувства юмора. Мне представляется, что роман автобиографичен, но только отчасти. Это альтернативная биография писателя. Если он так не жил, то, наверное, м о г прожить. И, бесспорно, это художественное произведение, хотя элементы журнализма в романе и присутствуют.
Если говорить об учителях Степанова, то они очевидны — это Антон Чехов ("Палата номер шесть"), Эдуард Лимонов ("Это я, Эдичка"), Сергей Довлатов ("Зона"), Борис Пастернак ("Доктор Живаго"), Василий Гроссман ("Жизнь и судьба")… Но при этом Степанов, конечно, самодостаточный, ни на кого не похожий писатель.
Я очень рад, что эта незаурядная книга вышла. Она поможет всем нам разобраться с тем, что происходило в нашей стране, и с тем, что происходит сейчас. Это честный, неприукрашенный взгляд на действительность.

Сергей БИРЮКОВ