Главная страница

Жанровые, стилистические и профетические особенности русской поэзии середины ХХ — начала ХХI веков. Организация современного поэтического процесса

«Жанровые, стилистические и профетические особенности русской поэзии середины ХХ — начала ХХI веков. Организация современного поэтического процесса»



Организация современного поэтического процесса



ПОЭЗИЯ ТОЛСТЫХ ЖУРНАЛОВ:
"Новый мир", "Дети Ра", "Знамя"


В настоящий момент в России (и за границей) выходят десятки литературных журналов, в которых публикуются стихи, — "Новый мир", "Знамя", "Дети Ра", "Крещатик", "Зинзивер", "Зарубежные записки", "Октябрь", "Дружба народов", "Сибирские огни", "Волга", "Волга — ХХI век", "Новый берег", "Москва", "Юность", "Новая юность", "Словолов", "Орфей", "Союз писателей", "Студия", "Футурум АРТ" и другие. Существуют специализированные журналы поэзии — "Арион", "Журнал ПОэтов", "Современная поэзия", "Акт. Литературный самиздат", "Поэзия", "Воздух", "Черновик", "Интерпоэзия", интернет-издания "Другое полушарие", "45 параллель" и т. д.
Часть из перечисленных журналов входит в наиболее известный интернет-портал "Журнальный зал" (www.magazines.russ.ru) — "Арион", "Новый мир", "Знамя", "Дети Ра", "Крещатик", "Зарубежные записки", "Зинзивер", "Октябрь", "Дружба народов", "Новая юность", "Сибирские огни", "Волга", "Новый берег", "Союз писателей", "Студия".
"ЖЗ" — масштабное электронное хранилище отечественной литературы, репрезентативно представляющее тенденции русской изящной словесности, в том числе и в поэзии. Включив в свои ряды, например, такие своекоштные издания, как "Крещатик",  "Дети Ра", "Интерпоэзия", "Союз писателей", "Зинзивер", "ЖЗ" открыл дополнительные возможности для легитимизации целого ряда непризнанных "толстожурнальным" мейнстримом поэтов. "ЖЗ" сократил очереди на публикации, фактически оздоровив литературный процесс, — теперь поэтам не надо ждать годами новой публикации, ведь число изданий, входящих в престижный портал, увеличилось[1].
По сути, "ЖЗ" как продукт коммуникативной глобализации стал  е д и н ы м  гигантским литературным изданием, дающим читателю возможность адекватной рецепции происходящего в мире изящной словесности.
Роль литературных журналов в жизни современного российского общества по-прежнему (как и в "застойную" эпоху) велика. Несмотря на то, что тиражи их значительно (в разы!) сократились, журналы читают в сети, прежде всего, на порталах "Журнальный зал" (www.magazines.russ.ru), "Читальный зал" (www.reading-hall.ru) и "Мегалит" (www.promegalit.ru). Только портал "Журнальный зал" (где размещены и "Новый мир", и "Знамя", и "Дети Ра") посещают более 15 — 20 тысяч посетителей в день. Следовательно, говорить о том, что интерес к "толстым" литературным журналам (и к поэзии в частности) исчез, неправомерно.
Любой литературный журнал имеет свою политику, в том числе свои критерии отбора поэтических текстов.
По отдельности современные журналы (ни один из них!) не дают панорамную поэтическую картину, прежде всего, они формируют общественное мнение, фактически выстраивая иерархическую структуру в литературном мире. Так работают редакции. Так работают и литературные критики.
Цель этой главы заключается не в анализе стихотворений, не в литературной полемике. В данном случае это бессмысленно[2]. Цель — выявить тенденции редакционной политики ежемесячных литературных журналов в области поэзии, прежде всего, "Нового мира", "Детей Ра" и "Знамени", журналов, где стихи печатаются наиболее часто и (по нашему мнению) резонансно.


"НОВЫЙ МИР"


"Новый мир" — один из старейших отечественных литературных журналов, выходит с 1921 года. Главный редактор — литературный критик и поэт, выпускник и преподаватель Литературного института им. А. М. Горького Андрей Василевский.
В редколлегию (редакцию) входят: Андрей Василевский, Михаил Бутов, Руслан Киреев, Ольга Новикова, Павел Крючков (редактор отдела поэзии), Владимир Губайловский, Мария Галина, Сергей Костырко.
"Новый мир" — общенациональный бренд, созданный поколениями российских (советских) писателей. Долгие годы журнал был печатным органом Союза писателей СССР.
В каждом номере "Нового мира" печатается, как правило, пять стихотворных подборок.
Основной ориентир "НМ" — традиционная силлабо-тоническая поэзия, развивающая традиции акмеизма и постакмеизма, традиции советской поэтической школы.
Постоянные авторы журналы — поэты Александр Кушнер, Юрий Кублановский, Андрей Василевский, Евгений Рейн, Наум Коржавин, Анатолий Найман, Геннадий Русаков, Дмитрий Быков, Ирина Василькова, Бахыт Кенжеев, Алексей Цветков, Олег Хлебников, Ирина Ермакова, Александр Кабанов...
"Новый мир", публикуя этих авторов, выстраивает свою иерархию литературного процесса, показывая свои преференции[3].
В круг поэтов "Нового мира" не входят многие другие известные авторы. Начиная с 2000 года, в этом журнале ни разу не напечатались такие поэты, как Белла Ахмадулина (уже умерла), Андрей Вознесенский (уже умер), Виктор Боков (уже умер), Юнна Мориц, Константин Ваншенкин (уже умер), Игорь Шкляревский, Дмитрий Сухарев, Всеволод Некрасов (уже умер), Василий Казанцев, Виктор Соснора, Александр Ткаченко (уже умер), Алексей Хвостенко (уже умер), Анри Волохонский, Евгений Евтушенко, Юрий Влодов (уже умер), Сергей Мнацаканян, Татьяна Щербина, Дмитрий Цесельчук, Ры Никонова (уже умерла), Сергей Сигей, Елена Кацюба, Александр Скидан, Константин Кедров, Слава Лён, Александр Чернов, Рина Левинзон, Иван Жданов, Александр Ерёменко, Алексей Парщиков (уже умер), Сергей Бирюков, Юрий Беликов, Владислав Дрожащих, Андрей Санников...
В этом списке и традиционалисты, и авангардисты, и региональные поэты, некоторые из которых давно стали живыми классиками.
Иногда "Новый мир" печатает поэтов футуристических традиций, но это единичные акции, которые не меняют в целом редакционную политику.
Мнение об авангардной поэзии недвусмысленно сформулировал на страницах "НМ" Андрей Василевский, назвав, в частности, поэзию Геннадия Айги "апологией мнимого".
Политику "Нового мира" в области авангардной поэзии я бы сравнил с перескакиванием через ступеньку, когда замалчиваются целые поколения. Например, в журнале нет стихов постфутуристов Константина Кедрова, Елены Кацюбы, Сергея Бирюкова, Сергея Сигея, но присутствуют стихи их младших коллег — Евгения В. Харитонова, Наталии Азаровой, Максима Бородина. Не печатает "Новый мир" метаметафористов Ивана Жданова, Александра Ерёменко, Алексея Парщикова (уже умер), но охотно публикует, например, поэта, идущего за ними в очевидном литературном фарватере, — Евгения Чигрина.
Не были опубликованы в "Новом мире" минималист Всеволод Некрасов, однако свои минималистские стихи опубликовал главный редактор Андрей Василевский, который в целом — как автор — не чужд формальных, игровых экспериментов.
Как результат — целые поэтические поколения оказываются вне поля зрения редакции.
Ученики становятся более востребованными, чем учителя (авторы с мировыми именами).
"Новый мир" дает определенный штрих к поэтической палитре современной России, проводя политику литературного центризма, избегая крайностей.
Однако история литературы показывает, что крайности в поэзии также имеют непреходящее значение.


"ДЕТИ РА"


"Дети Ра" — журнал поэзии. Основан в 2004 году в Саратове. С 2011 года выходит под эгидой Союза писателей ХХI века. Издатель — Холдинговая компания "Вест-Консалтинг".
Название журнала возникло не случайно. Слово "Ра" имеет много толкований. Это и древнее название Волги, и Бог Солнца, и русский авангард. Все эти значения в той или иной степени применительны к названию журнала, который возник на берегах древней реки. Поэты, по мнению редакции, — всегда дети Солнца, и печатаются в "Детях Ра" авторы, исповедующие не только силлабо-тонические принципы, но также ориентированные на поиск в поэзии, ищущие свое самовитое, авангардное слово.
Главный редактор и соучредитель — литературный критик и поэт, кандидат филологических наук Евгений Степанов. Член редколлегии и соучредитель — поэт и автор-исполнитель Элла Бурдавицына (Элана).
В редколлегию входят: Алексей Александров, Юрий Беликов, Сергей Бирюков, Александр Давыдов, Мария Бондаренко, Константин Кедров, Кирилл Ковальджи, Андрей Коровин, Борис Марковский, Евгений Минин, Юрий Милорава, Евгений Минин, Арсен Мирзаев, Юрий Орлицкий, Сергей Попов, Елена Сафронова, Евгений Степанов, Андрей Тавров, Евгений Харитонов, Атнер Хузангай, Элана. С 2004 по 2014 годы опубликовано более 110 номеров. Каждый выпуск журнала "Дети Ра" посвящен одному городу (региону). Вышли номера, посвященные Саратову, Тамбову, Самаре, Костроме, Красноярску, Новосибирску, Липецку, Иркутску, Перми, Екатеринбургу, Санкт-Петербургу, Москве, Нальчику, Нижнему Новгороду, Ставрополью, Удмуртии, русским литературным диаспорам Австралии, Берлина, Днепропетровска, Киева, Нью-Йорка, Парижа, Харькова, Хельсинки, поэзии Азербайджана, Бельгии, Болгарии, Израиля, Ирландии, Швеции и многих других стран и т. д. В журнале напечатаны такие поэты, как Дмитрий Авалиани (1938—2003), Максим Амелин, Геннадий Айги (1934—2006), Алексей Александров, Игорь Алексеев (1959—2008), Владимир Алейников, Виталий Амурский, Владимир Аристов, Сергей Арутюнов, Олег Асиновский, Павел Байков, Стенли Баркан, Татьяна Бек (1949—2005), Родион Белецкий, Юрий Беликов, Лариса Березовчук, Ольга Бешенковская (1947—2006), Игорь Болычев, Дмитрий Бобышев, Владимир Бояринов, Иосиф Бродский (1940—1996), Дмитрий Быков, Михаил Бойко, Тамара Буковская, Михаил Бузник, Владимир Бурич (1932—1994), Сергей Бирюков, Николай Боков, Андрей Василевский, Светлана Василенко, Александр Вейцман, Игорь Виноградов, Алина Витухновская, Юрий Влодов (1932—2009), Анри Волохонский, Михаил Вяткин, Арон Гаал, Дмитрий Григорьев, Борис Гринберг, Николай Грицанчук, Андрей Грицман, Николай Гуданец, Данила Давыдов, Евгений Даенин, Анастасия Денисова, Аркадий Драгомощенко (1946—2012), Владимир Друк, Александр Ерёменко, Михаил Ерёмин, Ольга Ермолаева, Феликс Филипп Ингольд, Максим Замшев, Кристина Зейтунян-Белоус, Сергей Зубарев, Александр Кабанов, Константинос Кавафис (1863—1933), Алексей Караковский, Елена Кацюба, Константин Кедров, Бахыт Кенжеев, Владимир Климов (1951—2010), Юрий Кобрин, Даниэль Корбу, Александр Кондратов (1937—1993), Андрей Коровин, Анатолий Кобенков (1948—2006), Кирилл Ковальджи, Анна Кузнецова, Марина Кудимова, Анатолий Кудрявицкий, Константин Кузьминский, Марина Кулакова, Вячеслав Куприянов, Михаил Крепс (1940—1994), Максим Лаврентьев, Владимир Леонович, Любомир Левчев, Рина Левинзон, Евгений Лесин, Слава Лён, Эдуард Лимонов, Света Литвак, Валерий Лобанов, Ольга Логош, Игорь Лощилов, Игорь Панин, Александр Петрушкин, Жак Превер (1900—1977), Салах Махди, Евгений Минин, Сергей Мнацаканян, Ры Никонова (1942—2014), Юрий Орлицкий, Олег Прокофьев, Александр Радашкевич, Леон Робель, Герхард Рюм, Наталья Рубанова, Марина Саввиных, Андрей Санников, Виктор Санчук, Сергей Сигей, Роман Солнцев (1939—2007), Виктор Соснора, Дарья Суховей, Андрей Тавров, Александр Ткаченко (1945—2007), Тумас Транстрёмер, Наталья Фатеева, Александр Федулов, Евгений В. Харитоновъ, Алексей Хвостенко (1940—2004), Дмитрий Цесельчук, Александр Чернов, Евгений Чигрин, Иван Чудасов, Виктор Ширали, Данил Файзов, Михаил Файнерман (1946—2003), Феликс Чечик, Элана, Валентин Ярыгин (1920—1970) и многие другие.
Основной профиль журнала, как было сказано выше, — поэзия регионов России и русских диаспор за рубежом, а также различные  стихотворные формы и жанры — однострок, дистих, терцет, катрен, пятистишие, восьмистишие, сонет, верлибр, палиндром, пародия, эпиграмма, заумная поэзия  и т. д.
Регулярно печатались в "Детях Ра" Геннадий Айги (1934—2006), Анна Альчук (1955—2008), Татьяна Бек (1949—2005), Валерий Прокошин (1959—2009). И в этом издании свои приоритеты, своя шкала "ценностей". Постоянные авторы журнала — Слава Лён, Константин Кедров, Елена Кацюба, Сергей Бирюков, Евгений Степанов, Евгений В. Харитоновъ, Марина Кудимова, Сергей Арутюнов, Андрей Коровин.
Немало у "Нового мира" и "Детей Ра" — общих авторов. Например, Кирилл Ковальджи, Марина Кудимова, Андрей Коровин, Михаил Бузник, Владимир Захаров печатаются в обоих изданиях.
В целом палитра жанров в "Детях Ра" несколько разнообразнее, чем в "Новом мире", но и здесь мы видим приоритет силлабо-тоники. 80% опубликованных в журнале поэтических текстов написаны регулярным стихом.
Публикуются также верлибры (Вячеслав Куприянов, Юрий Милорава, Валерий Земских, Арсен Мирзаев, Наталья Никулина, Татьяна Виноградова, Евгений В. Харитоновъ, Павел Байков), палиндромы (Александр Бубнов, Константин Кедров, Елена Кацюба, Борис Гринберг, Вадим Гершанов, Фёдор Мальцев), визуальная поэзия (Лоренс Блинов, Валерий Шерстяной, Дмитрий Зимин, Михаил Лёзин), моностихи (Сергей Бирюков, Татьяна Данильянц, Владимир Монахов, Елена Зейферт, Любовь Красавина, Маргарита Аль), заумь (Сергей Бирюков, Ольга Зикрата, Арсен Мирзаев, Валерий Кислов, Пётр Казарновский) и т. п.
Журнал пытается представить разные тенденции русской поэзии, полагая, что обе традиции (силлабо-тоника и комбинаторика) имеют право на существование.


"ЗНАМЯ"


"Знамя" — известнейший литературный журнал, выходит с 1931 года. Первоначально это было издание Литературного Объединения Красной Армии и Флота, а с 1934 по 1990 годы "Знамя" выходило под эгидой Союза писателей СССР. После полутора лет судебной тяжбы с СП журнал обрел независимость.
Главный редактор — критик, доктор филологических наук Сергей Чупринин. В редколлегию (редакцию) входят: Наталья Иванова, Елена Холмогорова, Ольга Еромолаева (редактор отдела поэзии), Анна Кузнецова, Карен Степанян, Евгения Вежлян. Любопытный факт: в редакции "Знамени" работает три доктора филологических наук (Чупринин, Иванова, Степанян) и два кандидата филологических наук (Кузнецова, Вежлян).
Ведущими поэтами "Знамени" можно смело назвать Александра Кушнера, Инну Лиснянскую, Олега Чухонцева, Олесю Николаеву, Геннадия Русакова, Евгения Бунимовича, Веру Павлову, Владимира Гандельсмана, Михаила Айзенберга, Елену Фанайлову, авторов "Московского времени" Сергея Гандлевского, Бахыта Кенжеева, Алексея Цветкова.
Из более молодого поколения печатаются Максим Амелин, Мария Степанова, Андрей Нитченко.
Большой интерес редакция проявляет к региональным поэтам, в частности, авторами журнала являются Ирина Евса, Юрий Беликов, Виталий Кальпиди, Андрей Санников, Сергей Ивкин, Олег Дозморов, Александр Петрушкин, Янис Грантс, Дмитрий Машарыгин и многие другие.
Соц-арт на страницах "Знамени" регулярно представляет Тимур Кибиров.
"Знамя", также как "Новый мир", — журнал традиционной поэзии, придерживающийся центристской позиции, публикующий преимущественно авторов силлабо-тонический традиции.
Верлибры, моностихи, визуалы, заумь, палиндромы (другие виды игровой поэзии) на страницах этого журнала труднопредставимы.
Более тридцати лет отделом поэзии журнала руководит Ольга Ермолаева, которая выстраивает свою иерархическую систему в мире литературы. Игнорируя целый ряд поэтов-авангардистов, "Знамя", надо отдать должное редакции, напечатало большие подборки выдающегося поэта-экспериментатора — Виктора Сосноры. Печатались здесь и Андрей Вознесенский (1933—2010), и Белла Ахмадулина (1937—2010).
Все три перечисленных автора — для сравнения! — в 2000-е годы ни разу не печатались в "Новом мире".
Безусловно, палитра представленных поэтических имен в "Знамени" значительно шире, чем в "Новом мире".
В целом три перечисленных журнала, входя в "ЖЗ" и дополняя друг друга, дают достаточно панорамную картину современной русской поэзии.


[1] См. об этом подробнее в: Евгений Степанов, "Современная поэзия: тенденции начала XXI века", "Дети Ра", № 9, 2008. Url: http://www.magazines.russ.ru.


[2] Хорошо по этому поводу высказался профессор Н. Тамарченко:
"Критика — независимо от того, насколько она прогрессивна или консервативна, — всегда рассматривает произведение в свете определенного “социального заказа”. Главный вопрос, на который она стремится ответить: какую актуальную идеологическую программу решает произведение и насколько “правильно” (для той категории читателей, которую представляет критик) она решается". Тамарченко Н. Д. Теоретическая поэтика: Введение в курс. — М.: Рос. Гос. гуманит. Ун-т, 2006. С. 26.

[3] См. об этом подробнее в: Евгений Степанов, "Мы наш, мы "Новый мир" построим?", "Литературная газета", № 39-40 (6244) от 30.09.2009. Url: http://www.lgz.ru.