Главная страница

Жанровые, стилистические и профетические особенности русской поэзии середины ХХ — начала ХХI веков. Организация современного поэтического процесса

«Жанровые, стилистические и профетические особенности русской поэзии середины ХХ — начала ХХI веков. Организация современного поэтического процесса»



"КОНКРЕТИСТЫ":
ПОЭТИКА ВСЕВОЛОДА НЕКРАСОВА


Всеволод Некрасов (1934—2009) — классик авангардной (конкретной, минималистской, концептуальной) поэзии, который уже давно стал неоспоримой фигурой.
О творчестве этого поэта создана обширная литература — о нем писали Н. Азарова, М. Айзенберг, С. Бирюков, Д. Давыдов, Л. Костюков, И. Кукулин, В. Кулаков, Дж. Янечек и многие другие филологи и поэты.
Некрасова часто называют участником "Лианозовской группы" (см. о ней выше), относят и к представителям конкрет-поэзии (определение Э. Лимонова).
Некрасову порой удавалось из двух-трех слов, повторяемых в разнообразной конфигурации и последовательности, создать магию стиха, самобытное лирическое (лирико-философское) произведение.

Зима
Зима зима
Зима зима зима

Зима зима зима зима
Зима
Зима
Зима

И весна[1]

Всего-то два слова — а настроение передано, диалектика жизни отражена. И появляется надежда на лучшее, и веришь, что рано или поздно зимняя тоска пройдет, и проклюнется весенний росточек надежды. А значит — надо жить. Жить несмотря ни на что. Вот ведь о чем говорит Всеволод Некрасов — в своей столь нетривиальной (хотя в Германии, например, весьма распространенной) манере.
Лексический повтор — это был излюбленный прием Некрасова. Он им пользовался виртуозно.

* * *

Ночью вода
Ночью вода
Ночью вода
Ночью вода

Ночью вода
Ночью вода
Ночью вода
Ночью вода[2]

Нарастающий рефрен в данном случае приобретает полисемантическую окраску и выполняет функции развернутой метафоры. Фраза "ночью вода" может трактоваться и как морской (речной) пейзаж, и как неисправный текущий ночью кран. Высокое и низкое. Поэзия и проза. Бытие и быт. Стихотворение показывает диалектику жизни. И предполагает со-творчество от читателя. Одни увидят здесь красивую романтическую картину, другие услышат монотонность звука и еще раз ощутят остановившееся застойное время...
Всеволод Некрасов писал разнообразные стихи, в том числе — в жанре визуальной поэзии и даже рифмованные.
Например, такое:

В небе
Копоть
В море
Уголь

Это город
Мариуполь[3].

Коротко, но ясно. Город виден как на ладони.
Рифмы Некрасова разнообразны. Как правило, это точные, глубокие рифмы, например, батарей—фонарей, ГОССТРАХ—кострах, каменеем—как умеем, ель—метель.
Иногда он использовал разноударные рифмы, например, ель—оттепель.
Язык Некрасова — это язык улицы, язык "совка", из которого поэт "выжимал" — путем остранения и двойной рефлексии — скрытые — своей очевидностью! — дополнительные возможности.
Точно сказал в свое время о поэтике Всеволода Некрасова Владислав Кулаков: "...Некрасов, как и остальные лианозовцы, широко вводит в стих язык социума — в данном случае (стихотворение "Свобода". — Е. С.) обыгрывается язык советской пропаганды. И важным средством обособления, локализации слова становится лексический повтор. Многократный повтор "остраняет" слово, нарушает механизм рефлекса, привычки, инерции и в то же время создает интонационную инерцию, резкий сдвиг, который всегда выразителен"[4].
Поэтов-конкретистов (равно как поэтов-заумников) часто называли авторами, использующими минус-прием. То есть художественных средств, на первый взгляд, у них немного. Между тем, эта немногочисленность и немногообразие приемов позволяла (и позволяет) наиболее ярко высветить те тропы и фигуры, которые они используют.
Рассмотрим стихотворение Некрасова "Дождь и дождь…":

* * *

Дождь и дождь
И дождь
И дождь
И дождь идет
Идет
Идет

И дождь
Идет

Капля
Кап

Лист об лист
Шлеп-пошлеп[5]

Какими изобразительными средствами показан дождь? Идет повтор существительного дождь, глагол, указывающий на движение, появляется только в четвертой строке. И затем рефрен усиливается. В итоге дождь стихает, остается капля, часть капли (кап)… Отметим, что образ капли появляется еще раз в другом стихотворении Некрасова — уже в философском контексте: и мы тоже / вроде / капли в море.
При всем минимализме Некрасова палитра его литературных приемов весьма разнообразна — он использовал оксюмороны (черный свет), неологизмы (Зимаша, снегушки, снегота), он обращался к философским терминам (об этом, в частности, писали филологи Владислав Кулаков и Наталия Азарова)[6]. Мастерски (и задолго до поколения поэтов-иронистов) Некрасов применял центоны, включая в конструкции своих стихотворений известные строки и строфы.

он не низок не широк
не широк
он не узок не высок
не высок[7]

Как истинный художник, Некрасов писал о неизбежном конце. Как христианин, верил, что конец — это начало нового… Характерно в этом смысле стихотворение "небо…"

небо
синело синело

стало
сделалось
синим синим
совсем

в том-то все и дело

и скоро мы с ним
увидимся[8]

...Мне посчастливилось довольно часто общаться с Всеволодом Николаевичем. Мы встречались, перезванивались, он покупал издаваемые мной журналы "Дети Ра" и "Зинзивер". Когда я пытался их ему подарить, он гордо отказывался.
Он, вообще, был человеком очень щепетильным и непростым.
В 2006 году я организовал и проводил фестиваль "Другие". Разумеется, пригласил Всеволода Николаевича. Он пришел. Но когда увидел в Президиуме фестиваля другого поэта (не буду сейчас говорить — кого именно) подозвал меня и сказал: "Евгений Викторович, извините, я забыл Вас предупредить, что я очень плохо отношусь к этому человеку и выступать с ним в одном зале не смогу".
Так и не выступил. Хотя всех выслушал.
Всеволод Некрасов оказал большое влияние на современную поэзию, по его стопам пошли более молодые современники — Иван Ахметьев, Александр Макаров-Кротков, Татьяна Данильянц и многие другие.
Некрасов создал школу русского концепта и минимализма, собственную стиховую систему, или СТИМУ (термин Славы Лёна).
Биографическая справка из "Википедии": "Всеволод Николаевич Некрасов (24 марта 1934, Москва — 15 мая 2009) — выдающийся русский поэт, теоретик искусства, один из лидеров "второго русского авангарда" и основателей "московского концептуализма". Родился и жил в Москве. Учился на филологическом факультете Московского государственного педагогического института. Входил в Лианозовскую группу поэтов и художников, наряду с Генрихом Сапгиром, Яном Сатуновским и Игорем Холиным. До перестройки тексты публиковались в самиздате, например, в журналах "Синтаксис" (1959), "37", и за границей, в журналах "Ковчег", "А-Я", сборнике "Аполлон-77" и др. Начиная с 1989 года, вышли в свет семь книг его стихов и статей; первая из них была издана за свой счет. Литературно-полемическая публицистика Некрасова в форме открытых писем опубликована в вестнике современного искусства "Цирк Олимп" в 1996 году. В 2002 году в Новосибирске вышла книга его избранных стихотворений. Также публиковал литературно-критические и публицистические статьи. Его тексты переведены на основные европейские языки"[9].


[1] Всеволод Некрасов, "Детский случай". — М., "Три квадрата", 2008. С. 54.


[2] Там же. С. 172.


[3] Там же. С. 151.


[4] Владислав Кулаков, "Поэзия как факт". — М., НЛО, 1999. С. 31.


[5] Всеволод Некрасов, "Детский случай". — М., "Три квадрата", 2008. С. 98.


[6] Наталия Азарова, "Язык философии и язык поэзии — движение навстречу (грамматика, лексика, текст)". — М., Гнозис/Логос, 2010. С. 282.


[7] Всеволод Некрасов, "Детский случай". — М., "Три квадрата", 2008. С. 29.


[8] Там же. С. 29.


[9] Википедия. Url: http://www.ru.wikipedia.org.