Главная страница

Жанровые, стилистические и профетические особенности русской поэзии середины ХХ — начала ХХI веков. Организация современного поэтического процесса

«Жанровые, стилистические и профетические особенности русской поэзии середины ХХ — начала ХХI веков. Организация современного поэтического процесса»



"СПЕКТР":
Дмитрий Цесельчук


Литературное объединение "Спектр" — заметное и во многом знаковое явление творческой жизни 60-х — 70-х годов прошлого века.
Возник "Спектр" в 1963 году, был закрыт в 1971-м.
ЛИТО функционировало при Московском институте химического машиностроения, при Управлении культуры Бауманского района, при клубе ВАРЗА (Второй авторемонтный завод).
Руководил им на протяжении восьми лет поэт Ефим Друц.
Приходило в ЛИТО очень много поэтов и прозаиков, но основной костяк составляло примерно 250 человек.
В 2010 году о "Спектре" вышла интересная и содержательная книга[1], которую составил А. Гоморев, сделав большое и благородное дело. Принцип составления книги, использованный  А. Гоморевым, заключается в следующем: он собрал стихи авторов, которые в разные время посещали ЛИТО. Получилась, конечно, "сборная солянка", но с точки зрения источниковедения, этот принцип представляется наиболее правильным.
Читатели книги, наверное, с удивлением узнают, что "Спектр" посещали такие ныне широко известные поэты, как Вячеслав Куприянов, Алексей Цветков, Евгений Витковский, Александр Щуплов (1949—2006), Анна Михальчук (Альчук) (1955—2008), Ольга Чугай, Евгений Артюхов, Елена Дунская, Владимир Евпатов и многие другие.
Значит ли это, что мы можем считать, например, Алексея Цветкова, которого традиционно относят к группе "Московское время", "спектровцем"? Разумеется, нет.
Молодые поэты 60 — 70-х годов прошлого века ходили в разные ЛИТО, собирались в разных неформальных группах. Помимо "Спектра" существовали легендарные "Магистраль", СМОГ, "Луч", уже упомянутое "Московское время" и т. п.
Подлинные поэты переросли рамки любой формальной или неформальной организации. Сейчас можно уверенно сказать, что есть поэт Алексей Цветков, есть поэт Вячеслав Куприянов, есть поэт-пародист Виктор Завадский. Хотя все они посещали "Спектр".
А что же другие поэты этого ЛИТО? Кто из них сказал свое слово в русской литературе?
Отвечать на эти вопросы еще преждевременно. Но общий тренд, на мой взгляд, очевиден. Большинство участников "Спектра" были  л ю б и т е л я м и  изящной словесности в самом замечательном смысле этого слова.
ЛИТО как институт в советское время давал креативным людям возможности творческого общения, развития своих способностей, приобщения к культуре. Вот эту роль "Спектр" выполнил блестяще и на высоком уровне. Более того, "Спектр" развивал разные направления в стихотворчестве — силлабо-тонику и верлибр, одностроки и дистихи, эпиграммы и пародии.
Несомненно состоявшимся поэтом "Спектра" можно считать традиционалиста Евгения Артюхова. Его силлабо-тонические стихи написаны в лучших традициях постакмеистской школы — откровенно, честно, сострадательно.
Вот, например, два добротных, исповедальных и мастерски "сделанных" стихотворения:

* * *

Помыкался по свету,
не за горой черед,
когда уже к ответу
Всевышний призовет.

Нигде не отличился,
и не на что пенять.
Полжизни жить учился,
полжизни — умирать[2].


ДОЛЯ

Нет дома, где родился,
нет школы, где учился,
нет роты, где служил,
страны, в которой жил.
Лишь холм от церкви с краю,
где спят отец и мать,
еще мне помогает
себя не потерять[3].

Выразительно-лапидарны моностихи, терцеты, катрены, верлибры Натальи Сидориной. Вот, например, характерный однострок:

У обугленных сосен зеленые тени[4]

Анализировать стихи Вячеслава Куприянова, Евгения Витковского, Александра Шуплова, Ольги Чугай или Алексея Цветкова мне представляется в данном контексте неправильно — все-таки называть их поэтами "Спектра" можно с большой долей условности.
Показательны стихи молодой в ту пору Анны Михальчук (Альчук).
Анна Альчук впоследствии станет одним из лидеров авангардной поэзии, полностью откажется от регулярного стиха. Однако в книге представлены именно традиционные стихи поэта. Выразительные стихи, написанные четырехстопным ямбом, лишний раз доказывающие, что любой авангард зиждется на глубоких традициях.

Я — от аттических бегуний,
От амазонок — к вам.
Цвет насаждаемых петуний
Далек моим стихам.

Не красный, вылившийся бурно
В сомнительный рассвет.
Мой — амфоры чернофигурной
Суровый, честный цвет.

1980[5]

Одним из самых ярких представителей "Спектра" можно по праву считать поэта и переводчика Дмитрия Цесельчука, который в настоящее время широко печатается в журналах издательства "Вест-Консалтинг" и Союза писателей ХХI века "Дети Ра" и "Крещатик". В других изданиях, входящих в портал "Журнальный зал", стихов этого замечательного автора, к сожалению, нет. Между тем, Дмитрий Цесельчук реализовался не только как первоклассный переводчик, но и как разноплановый поэт, владеющий широкой палитрой версификационной техники. Цесельчук пишет поэмы, сонеты (в том числе венки сонетов), верлибры…
Его силлабо-тонические стихи, как правило, традиционны; он редко нарушает стихотворный метр, как бы подчеркивая плавность и равномерность жизни, ее нехитрые и святые радости, и говоря о себе: "Я — русский мещанин (чем горд был Пушкин)"[6].
Кредо Дмитрия Цесельчука сформулировано в одном из лучших его стихотворений:

*   *   *

Я радуюсь тому, что я живой,
иду по снегу с мокрой головой,
и тает снег, и под ногами слякоть,
асфальт блестит на черной мостовой.

Растут деревья, фонари стоят,
под каблуками мокрый снег примят,
иду домой с последней электрички,
и черные следы в снегу горят.

Я радуюсь тому, что я живой,
иду под снегом с мокрой головой,
и тает снег, и под ногами слякоть,
асфальт блестит на черной мостовой[7].

Особый разговор — верлибры Цесельчука. Он стал писать свободные стихи в ранней юности — еще в 60-е годы прошлого века, разрабатывая, равно как и Владимир Бурич (1932—1994), Вячеслав Куприянов, Арво Метс (1937—1997) и другие, непопулярную в СССР версификационную технику.
Вот характерный верлибр, написанный в шестидесятые годы.

*   *   *

Тех,
кто были верны, —
не вернуть.

1968[8]

Цесельчук никогда не плыл по течению, еще в советское время возглавлял Профком литераторов, давший приют многим нетрудоустроенным писателям, затем стал одним из создателей и руководителей Союза литераторов России. Характер лирического героя поэта хорошо виден в одном из его верлибров:

смутиться
распустить нюни
опустить пятак в метро
когда в кармане лежит проездной билет
уехать в противоположную сторону

1979[9]

"Уехать в противоположную сторону" — это путь настоящего поэта. Не плыть по течению. Стать самим собой.


[1] "Поэты “Спектра”" 1963 — 1971 — 2010 гг. “Спектр” в документах и воспоминаниях". Сост., предисл. А. К. Гоморева. — М.: Центральный издательский дом, 2010.


[2] Там же. С. 31.


[3] Там же. С. 31.


[4] Там же. С. 213.


[5] Там же. С. 60.


[6] См. стихотворение Дмитрия Цесельчука:

Увы, я не был в сумасшедшем доме,
И на Гавайях тоже не бывал,
В еврейском не участвовал погроме
И не тащил девиц на сеновал.
Я — русский мещанин (чем горд был Пушкин),
Имею к жизни частный интерес,
Поддав, мне наподдал сосед Кукушкин,
Хотя, увы, Кукушкин не Дантес.

Но для меня не главное безвестность,
Я не сую во все тусовки нос.
Неправда, что наивность или честность
Не продаются — это не вопрос.

Мы за ценой не постоим, приятель,
Всех благ дороже в жизни private life,
В ней я наедине с тобой, Создатель,
А быть наедине — вот это кайф.

19.02.10
Валуево

Url: http://www.poetograd.ru/nomer.php?id=2386.


[7] Дмитрий Цесельчук, "Дети Ра", № 12, 2008. Url: http://magazines.russ.ru/ra/2008/12/ce13.html.


[8] Дмитрий Цесельчук, "Дети Ра", № 2, 2010. Url: http://www.magazines.russ.ru/ra/2010/2/c9.html.


[9] Дмитрий Цесельчук. Там же.