|
|
СМОГ: Леонид ГубановСМОГ — легендарное неофициальное сообщество поэтов, прозаиков и художников, возникшее в СССР в застойные шестидесятые годы.
Информация из Википедии: "СМОГ (расшифровывается как “Смелость, Мысль, Образ, Глубина”) — литературное объединение молодых поэтов, созданное Леонидом Губановым в январе 1965 года. Одно из первых в СССР и самое известное из творческих объединений, отказавшееся подчиняться контролю государственных и партийных инстанций. Организаторами СМОГа были: Леонид Губанов, Юрий Кублановский, Владимир Алейников, Аркадий Пахомов. Через некоторое время в СМОГ также вошли Саша Соколов, Сергей Морозов, Вадим Делоне, Борис Дубин, Владимир Сергиенко, Татьяна Реброва, Александр Величанский, Владимир Бережков, Юлия Вишневская и другие — всего несколько десятков человек. К СМОГистам был близок художник Николай Недбайло. Почетным членом СМОГа был философ Арсений Чанышев. Аббревиатура СМОГ расшифровывалась обычно как “Самое Молодое Общество Гениев”, лозунгом которого был: “Смелость, Мысль, Образ, Глубина”, а творческий девиз — “Сжатый Миг, Отраженный Гиперболой”. По свидетельству Юрия Кублановского, первоначально СМОГ был аббревиатурой от слов “Смелость, Мысль, Образ, Глубина”, а остальные значения появились позже"[1]. В интервью пишущему эти строки один из отцов-основателей СМОГа Владимир Алейников рассказывал: "О СМОГе я сам написал довольно много. Другие — тоже писали, да только изрядно врали. Всю правду о СМОГе знаю сейчас только я один. Когда-нибудь, возможно, напишу новые книги о нашем содружестве. Осенью 1964 года я подружился с Леонидом Губановым. Идея — создать содружество талантливых молодых поэтов и прозаиков — была моей. Губанов — придумал слово СМОГ. Оно стало знаком времени, паролем, девизом целого поколения. Начало СМОГа — январь и февраль 1965 года. Все тогда происходило стремительно и шло по нарастающей — бурное общение, чтения стихов, преследования. Власти вовсю старались изничтожить нас на корню и считали, что СМОГ разгромлен. Но он выжил, был — с нами, в наших писаниях, остался — навсегда. Для меня было неприемлемым стремление некоторых сомнительных деятелей втащить СМОГ в политику. СМОГ — это литература"[2]. Владимир Алейников к СМОГистам также относит, помимо перечисленных в Википедии, поэтов Олега Хмару, Юрия Каминского, Леонарда Данильцева, Петра Шушпанова, Александра Морозова, прозаиков Вячеслава Горба, Николая Бокова, Дмитрия Савицкого, художника и поэта Игоря Ворошилова, публициста Вячеслава Самошкина[3]. Безусловно, ярчайшей фигурой СМОГа является Леонид Губанов (1946—1983), значительный русский поэт, который сумел создать собственную неповторимую поэтику. Наследие Губанова невелико, и не случайно редки его посмертные публикации на портале "Журнальный зал" — всего 2 (в журнале "Знамя", № 11, 2007, и журнале "Дружба народов", № 7, 2009). Основным правилом Губанова было — не соблюдать правила; он разрушал метр и ритм стихотворения, не выдерживал канонов рифмовки (об этом — ниже), использовал эмоционально экспрессивный словарь ("я умилен, как Гумилёв/ За три минуты до расстрела!"). Чувства, переполнявшие поэта, врывались в каркас его стихотворной строки и разрушали ее, создавая гармонию хаоса. Эклектичность письма не только не ослабляет поэтику Губанова, но делает ее максимально гармоничной и естественной. Именно т а к а я форма позволяет выразить т а к о е внутреннее содержание. Показательно в этом смысле стихотворение "Молитва". МОЛИТВА
Моя звезда, не тай, не тай, Моя звезда — мы веселимся. Моя звезда, не дай, не дай Напиться или застрелиться. Как хорошо, что мы вдвоем, Как хорошо, что мы горбаты Пред Богом, а перед царем Как хорошо, что мы крылаты. Нас скосят, но не за царя — За чьи-то старые молебны, Когда, ресницы опаля, За пазуху летит комета. Моя звезда, не тай, не тай, Не будь кометой той задета Лишь потому, что сотню тайн Хранят закаты и рассветы. Мы под одною кофтой ждем Нерукотворного причастья И задыхаемся копьем, Когда дожди идут нечасто. Моя звезда — моя глава, Любовница, когда на плахе, Я знаю смертные рубахи, Крахмаленные рукава. И все равно, и все равно, Ад пережив тугими нервами, Да здравствует твое вино, Что льется в половине первого. Да здравствуют твои глаза, Твои цветы полупечальные, Да здравствует слепой азарт Смеяться счастью за плечами. Моя звезда, не тай, не тай, Мы нашумели, как гостинцы, И если не напишем — Рай, Нам это Богом не простится[4]. Любопытно, что при всей кажущейся неряшливости и "мятежности" стиля этого стихотворения (где бросаются в глаза неточные рифмы) оно написано строгим и выверенным четырехстопным ямбом. В этом сочетании несочетаемого — весь Губанов.
Рифменная система Губанова заслуживает отдельного разговора, это как раз тот показательный случай, когда форма и содержание едины, когда форма является квинтэссенцией сущности лирического героя. В одном стихотворении Губанов, как, наверное, никто другой, легко переходил от перекрестной рифмы к попарной или опоясывающей, от мужской и женской — к дактилической и гипердактилической; он употреблял неточные глагольные рифмы (например, веселимся—застрелиться) и рифмоиды (царя—опаля; горе—поле). Он использовал широкий набор ассонансных рифм (сиренью—серебряно; полупечальные—плечами; высятся—виселиц;), составных (это лог еще—это ло-го-ви-ще!; Господь поди—Господи!; ни о чем—парчой; в спине мне—зазвенели; дал молодость?! —даже, может быть). Губанов, развивая традиции Константина Бальмонта, находил лежащие на поверхности аллитерационные возможности поэтического языка — "как просто — под простынь, / забыться и сжаться"; "вербую вербную неделю". Частотность неточных рифм в поэтике Губанова — велика. И это тоже не случайно. Поэт искал себя, искал свою Россию, свой стиль, нащупывая собственную индивидуальность. Неопределенность жизненной судьбы, родная страна, оказавшаяся в предверии глобальных бифуркационных перемен… Все это вылилось в рваный, метрически раскованный строфико-синтаксический почерк поэта. При этом версификационный уровень Губанова, конечно, очень высок. В случае необходимости он использовал и точные рифмы, и внутренние, и эхо-рифмы, когда конечные созвучия пронизывали всю строфу, как, например, в стихотворении "Набат! Почем огонь?": Суггестивный напор экспрессивного губановского словаря, доминантный лексический повтор (как прием), широкие возможности его рифменной системы служили реализации главной цели — выражению нюансов ego лирического героя. Губанов зачастую как бы удваивает слова, конкретизируя лексические и семантические детали — "не тай, не тай", "Серебро, серебро слез"; "Богоматерью, Богоматерью". В таких случаях семантика за счет рефренизации расширяется и уточняется.
Губанов — безусловно, русский национальный поэт. Поэт надлома и надрыва, мятущийся, как сама Русь. В ныне хрестоматийном стихотворении "Петербург" четко очерчены нравственные ориентиры и путеводные звезды поэта — это Гумилёв, Блок, боярыня Морозова, протопоп Аввакум. А еще, наверное, Есенин, Цветаева… Свое предназначение Губанов сформулировал в одном из лучших своих стихотворений "Я родился, чтобы пропеть": Я родился, чтобы пропеть,
отзвенеть на ветру осиной. Я родился, чтобы терпеть смех твой звонкий и свет твой синий. Я родился, чтобы понять век погромный и миг наш краткий. Я влюбился, чтобы обнять мир огромный и стан твой сладкий, виноградную гроздь сломать, гвоздь погнуть и шагнуть в бессмертье. Я родился, чтобы с ума вас свести, как рисунок с меди. И вдали черешневых глаз, звездам преданный, как собака, я родился, чтобы хоть раз на груди у счастья заплакать. В этом зеркале — небеса. В небесах — золотая тайна. Тайна в том, что я написал, ведь родился я не случайно[6]. Поэт прав, он родился не случайно. Его поэтическое слово смогло "шагнуть в бессмертье".
[1] Википедия. Url: http://www.ru.wikipedia.org›wiki/СМОГ. [2] Владимир Алейников, "Крылатое горение", интервью Евгению Степанову, "Дети Ра", № 2, 2012. Url: http://www.detira.ru. [3] Там же. [4] Леонид Губанов, "Молитва". Url: http://www.rvb.ru/np/publication/01text/15/ 01gubanov.htm. [5] Леонид Губанов, "Знамя", № 7, 2011. Url: http://www.magazines.russ.ru›Знамя›2007/11/gg5.html. [6] Леонид Губанов, "Дружба народов", № 7, 2009. Url: http://www.magazines.russ.ru›Дружба народов›2009/7/gu6.html. |