|
|
ТЕРЦЕТ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕСтрофическая система современной русской поэзии развивается эволюционным путем — во главе угла, как в ХIХ и ХХ веках, стоит традиционное четверостишие, или катрен.
Двух-трех-пяти-шести-строчные строфы встречается значительно реже. Тем не менее, ряд современных авторов иногда отказывается от привычного катрена, например, в пользу трехстишия (терцета). Среди них Мария Ватутина, Евгений Заугаров, Юрий Кабанков, Андрей Коровин, Максим Кравец, Виталий Лехциер, Валерий Шерстяной, Владислав Шихов, Владимир Ярцев и некоторые другие. Цель данной главы — не только обозначить пути развития современного русского трехстишия, но и максимально ввести в литературоведческий оборот имена поэтов, работающих в рамках этой нетривиальной строфы. Трехстрочная строфа лишена автоматизма, она требует от поэта максимума версификационного мастерства, неожиданных, как правило, точных рифм. Несомненными мастерами терцетов были Валерий Прокошин (1959—2009) и Нина Искренко (1951—1995). Валерий Прокошин: Это море в марте вкусней мартини.
Чайки в раме неба, и мы в картине, снятой Пьером Паоло Пазолини. Я не Мартин Иден, но кто докажет, если солнце — в море, а рама — в саже. Мы одни с тобою в пустом пейзаже. Полдень катит волны на берег адский, воскрешая жизнь, как считал Вернадский. Дикий пляж расстелен, как плед шотландский. А у моря голос конкретно бычий, так бывает ранней весной, обычно, если акт любви перешел в обычай. Если б знали вы, как мы тут кончаем, обжигая горло горячим чаем — с лунной долькой марта, под крики чаек. О, как горько плачут земные птицы над любым кусочком небесной пиццы. Мы и после смерти им будем сниться. Мы и сами птицами раньше были, только вы об этом забыли, или... Нас еще при Чехове здесь убили. Не зови по-ихнему, что за глюки на краю отлива, в краю разлуки. На хера нам нужен их шестирукий. На хера нам русские отморозки. К нам летает дымом из папироски шестикрылый наш Серафим Саровский. Это море в марте, как в мармеладе, где-то рядом рай на змеином яде. Где я только не был, а вот в Гренаде[1]... Нина Искренко:
"Говорил своей хохлатке..."
Говорил своей хохлатке в голубом платке с получки вдоль по Пироговке Говорил Уедем Рита Заработаю на хату Будешь ты обута Будем кушать апельсины Коврик купим с полосами Там красиво Север Отводил рукою пряди льнул картофельным медведем говорил Уедем говорил Ни капли Баста Чтоб ей скверной было пусто Завязал я Рита Говорил Последний раз а В рот упала папироса Магазин закрылся Тронул крепко одичало Раздавил в кульке печенье сплюнул непечатно Так и шли законным браком к задним бедам кислым брюкам плыли к боку боком Эх российские буренки голубые табуретки Масловки-Таганки[2] В терцетах Прокошина рифмы звонкие, зачастую паронимические (бычий—обычай; птицы—пиццы), нередко на рифму выносятся имена собственные и топонимы (Пазолини, Вернадский, Саровский, Гренаде). Удержать внимание читателя, не потерять ритм стихотворения в терцете значительно сложнее, чем в катрене.
Искренко использует в терцетах ассонансы (например, браком—брюкам—боком), рифмоиды (буренки—табуретки—Таганки), либо вообще отказывается от рифм, но укрепляет строфу за счет богатой аллитерации, ритмической эвфонии, графического оформления. Не случайно стопа в терцетах Искренко, как правило, короче, чем в терцетах Прокошина. В японской поэзии издревле популярны хокку, или хайку[3]. Это лирическое стихотворение из трех строк. В первом и третьем стихе — по пять слогов, во втором — семь. В общей сложности — семнадцать. Кроме того, хайку отличается определенной тематикой: природа и человек, их разноплановая взаимосвязь, единство и противоположность. Жанр хайку оказался востребованным русскими поэтами, однако в достаточно вольной интерпретации. Мало кто из оте-чественных авторов ХХI столетия соблюдает необходимое число слогов в этой форме, да и темы в русских трехстишиях самые разнообразные. Не только — природа и человек. Главная особенность современного отечественного трехстишия — это поэтичность взгляда на мир, афористичность, метафоричность и анафоричность письма. Это короткий русский верлибр. Несколько примеров. Михаил Гавин: Дмитрий Григорьев:
Руслан Элинин:
В тот день
Я записал стихотворенье Твой телефон (1989)[6] * * * эротика — это когда на встречном эскалаторе все остальное — порнография (1991)[7] * * * Голова уже не кружится листва кружится[8] Михаил Файнерман:
Октябрь,
каждый лист на счету, их так мало осталось[9]. * * * Очутиться одному, на ветру, одному, на ветру[10]… Наталия Лихтенфельд:
Элана:
Капля за каплей
Капля за каплей Испытание камню (февраль 2008 г.)[12] Рита Бальмина Из цикла "Не хокку": Родители ушли. Дочь играет в прятки С собственным страхом[13]. Известны анаграмматические, заумные, палиндромические, цифровые и т. п. современные трехстишия. То есть терцет дает широкие возможности для творчества. Это полноценная строфа, в ее рамках можно создать самостоятельное стихотворение.
Виртуозами анаграмматического трехстишия можно назвать Константина Кедрова, Николая Грицанчука, Айвенго. Константин Кедров: Николай Грицанчук:
Айвенго:
Заумные терцеты пишут Сергей Бирюков, Марк Ляндо, Валерий Шерстяной.
Сергей Бирюков: Валерий Шерстяной:
табр ять прямл
дать щив хив в е р л и н у р жив луб крош клев клин дать в е р л и н у р кид крап лаш палз прыск бли в е р л и н у р (1993)[18] Марк Ляндо:
Борис Гринберг показал образцы палиндромических трехстиший, например, в стихотворении "Извечные вопросы":
Алексей Шепелёв использует в терцете цифровое письмо:
Краткие выводы.
Трехстишие поливариативно, как в целом строфическая система современной русской поэзии. Терцет может быть и самостоятельным стихотворением, а может быть и строфой (частью) поэтического текста. Терцет менее популярен у отечественных стихотворцев, чем катрен, но, тем не менее, востребован. [1] Валерий Прокошин, "Футурум АРТ", № 6, 2004. Url: http://www.futurum-art.ru. [2] Нина Искренко, "Дети Ра", № 5, 2006. Url: http://www.detira.ru. [3] См. об этом подробнее в "Поэтическом словаре" А. П. Квятковского. — М., "Советская Энциклопедия", 1966. С. 326: "ХОККУ, хайку, — трехстишное лирическое стихотворение в японской поэзии, наряду с танка является национальной формой направления “Дэнтосси” (“поэтические традиции”). Исторически X. рассматривают как первую строфу танка, от которой X. отделилась еще в глубокой древности. В X. изображаются природа и человек в их вечной неразрывности. В каждом X. соблюдается определенная мера стихов — в первом и третьем стихах по пяти слогов, во втором стихе — семь, а всего в X. 17 слогов. Рифм в X. нет. При крайней сжатости эти миниатюры обладают исключительной смысловой емкостью, требующей порой комментариев. Самый знаменитый в Японии автор X. — национальный поэт Мацуо Басе (XVII в.)". [4] Михаил Гавин, "Футурум АРТ", № 2-3, 2001. Url: http://www.futurum-art.ru. [5] Дмитрий Григорьев, "Футурум АРТ", № 4, 2002. Url: http://www.futurum-art.ru. [6] Руслан Элинин, "Футурум АРТ", № 4, 2002. Url: http://www.futurum-art.ru. [7] Там же. [8] Там же. [9] Михаил Файнерман, "Футурум АРТ", № 5, 2004. Url: http://www.futurum-art.ru. [10] Там же. [11] Наталия Лихтенфельд, "Дети Ра", № 10, 2008. Url: http://www.detira.ru. [12] Элана, "Дети Ра" № 7, 2008. Url: http://www.detira.ru. [13] Рита Бальмина, Из цикла "Не хокку", "Дети Ра", № 1-2, 2007. Url: http://www.detira.ru. [14] Константин Кедров, "Дети Ра", № 7, 2007. Url: http://www.detira.ru. [15] Николай Грицанчук, "Дети Ра", № 4, 2006. Url: http://www.detira.ru. [16] Айвенго, "Дети Ра", № 5, 2005. Url: http://www.detira.ru. [17] Сергей Бирюков, "Футурум АРТ", № 7-8, 2004. Url: http://www.futurum-art.ru. [18] Валерий Шерстяной, "Дети Ра", № 12, 2006. Url: http://www.detira.ru. [19] Марк Ляндо, "Дети Ра", № 7, 2006. Url: http://www.detira.ru. [20] Борис Гринберг, "Дети Ра", № 7-8, 2007. Url: http://www.detira.ru. [21] Алексей Шепелёв, "Футурум АРТ", № 1, 2001. Url: http://www.futurum-art.ru. |