Главная страница

Публикации

 

Журнал «Литературная учеба», № 5, 2007


    


Литература — это воскрешение…




Литература — это воскрешение. Воскрешение людей, событий, времени.
Ирина Горюнова нередко пишет о детстве, о том, что сама пережила. Она как бы реконструирует и переосмысливает былое, делая его более человечным и совершенным. Она видит свет там, где его уже перестают видеть другие. Она дает своим героям шанс…
Главная особенность прозы Ирины Горюновой — сострадание другому человеку, что по нынешним временам огромная редкость.
Горюнова умеет сопереживать людям в ситуациях, казалось бы, не самых драматичных.
В небольшом рассказе «Фамилия» она замечательно показывает внутренний мир взволнованной девочки Ириши, которая обнаружила, что у нее и ее родителей разные фамилии… Это ее пугает и наводит на мысль, что она неродная и ее могут отдать в детдом…
В лирической зарисовке «Ящик» автор рассказывает о своих бабушке и дедушке, которые ушли на фронт «…с маленькими рюкзачками за спиной, в которых кроме смены белья, хранились только несколько дорогих сердцу фотографий, перламутровые бусы и миниатюрный дореволюционный сборник чтеца-декламатора со стихотворениями лучших русских поэтов».
Это, конечно, еще не рассказ, не проза, но здесь есть внимание к прошлому, предыдущим поколениям.
Наиболее состоявшийся, на мой взгляд, рассказ из представленной подборки — «Серафима». Фабула здесь проста. Автор рассказывает о том, как любовь и счастье материнства окрыляет и преображает немолодую сорокачетырехлетнюю женщину Симу, работающую акушеркой в роддоме. Конечно, на эту (подобную) тему создано множество произведений, однако рассказ Горюновой запоминается, т.к. написан образным, поэтичным языком с вниманием к психологическим деталям, современному социуму.
Одной фразой Горюнова может дать портрет героя, обрисовать ситуацию.
Вот, например, «Тело ее расплылось бесформенной склизкой медузой…»
«На полках в шкафу стыдливо прятались развесистые серые макароны…»
Вениамин Каверин однажды написал о том, что молодость прозаика начинается в сорок лет. В самом деле, к сорока годам писатель приобретает и значительный жизненный опыт, и в полной мере овладевает словом, ремеслом. Так что у молодой выпускницы ВЛК Ирины Горюновой в этом смысле еще все впереди.
Недочеты прозы Горюновой понятны и устранимы.
Еще не все фразы прописаны, есть стилистические шероховатости.
В рассказе «Серафима» автор пишет: «Профессионально-твердый взгляд из-под кустистых бровей, напоенный профессионализмом тон врача-виртуоза, по профессорски важная неторопливая расскачивающаяся походка были рассчитаны с точностью и производили уважительное впечатление, как на пациенток, так и на служащих дамского пола в роддоме».
«Профессионально», «профессионализмом»… По-моему, тавтология здесь неуместна.
А что такое — «уважительное впечатление»? Подобных огрехов немало. Однако дело, конечно, не в этих незначительных просчетах, а в том, о чем я уже говорил, — во внимании к другому человеку. С этого, собственно, и начинается писатель. А остальное, Бог даст, приложится.

Евгений СТЕПАНОВ