|
ОТ ПЕРЕВОДЧИКА
Французский журналист
Морис Маскино — мой старинный товарищ. Нас познакомила Лена Макина,
сестра гонкуровского лауреата Андрея Макина, еще в 1988 году.
В 1992 году в газете «Господин народ» я опубликовал фрагменты интереснейшей
книги Маскино «Будьте осторожны, товарищи, или Секс по-советски».
Это нелицеприятная для нас книга. Жесткая. Книга о сексуальной жизни
советских людей, о порно-стройке (метафора М. Маскино). Французский
журналист рассказывает о судьбах советских проституток, о том, как молодежь
проводит свой досуг, а в общем-то — о духовном крахе, который переживает
страна.
Пожалуй, это первая книга такого рода, написанная о нас западным журналистом
в годы Перестройки. Взгляд со стороны — но не стороннего наблюдателя
— по-моему, это интересно.
Пользуясь эксклюзивным правом на перевод этой книги, представляю на
Ваш суд, уважаемые читатели, отдельные ее сюжеты.
Евгений
СТЕПАНОВ
Морис МАСКИНО
(Франция)
ТИШЕ, Я ЛЮБЛЮ
ТЕБЯ
— Когда русские влюблены,
— говорит моя новая знакомая Алла (одна из многочисленных собеседниц
автора. Фамилии в книге указаны не всегда. — Прим. переводчика),
— они, увы, менее словоохотливы, чем французы. Никогда мужчина не
скажет своей подружке, что она самая красивая, что он ее обожает, желает
ее «съесть»... Это все прозвучало бы в нашем контексте крайне глупо.
Мы ведем вместе серьезные разговоры о жизни, разговоры философского
плана, решаем проблему: быть или не быть? Это смешно, но это так. Ты
видишь: в нас нет ни капли бесполезного (полезного?) кокетства, ни грамма
хитрости, которыми пользуются, наверное, женщины из других стран.
— Но тогда каким же образом чудо метафизических дебатов перерастает
в супер-чудо дебатов любовных? Или вы сразу — внезапно! — валитесь с
небес на диван? Без всякой предварительной подготовки? Неужели не испытываете
в тот или иной момент потребности высказать слова нежной любви?
Алла вздыхает:
— Никогда, ни одного нежного слова! Впрочем, я бы сама не рискнула сказать
ничего подобного, меня бы просто засмеяли. Глагол «любить» у нас очень
серьезный, его произнесение обязывает ко многому. Это примерно то же
самое, что сказать: «Я хочу, чтобы ты была моей женой!» У нас более
охотно употребляют (и то крайне редко!) туманную фразу: «Ты мне нравишься».
В школе никогда не читают стихов о любви, в семье о любви вообще никогда
не говорят.
Но вот — парадокс. Любовные истории из своей жизни русские любят рассказывать,
пожалуй, как никто в мире. В этом, как и во всем другом, они совершенно
не знают чувства меры.
Недавно мы разговаривали с Геннадием, моим давним другом, двадцатишестилетним
журналистом, о женщинах. Обсуждали француженок, сербок, австриячек,
немок (и я, и я Геннадий много путешествовали в своей жизни). И вот
на одну мою историю Геннадий рассказывал — три. Вот что он говорил —о
русских женщинах.
— Я знал одну девушку, которая сохранила честь! — восклицает Гена. —
Ее звали Аня. Когда я ее встретил, она недавно развелась. По причине
сексуальной дисгармонии со своим мужем. Кто был виноват в этом — она
не знала. Немного предыстории. Их помолвка длилась довольно долго —
два года. Именно сдержанность Петра, его деликатность, любезность прельщали
Аню. Он не думал об ЭТОМ. Не приставал с ЭТИМ. Они часто посещали театры,
кинотеатры, ходили на концерты. Не более того. Но как оказалось потом,
на то имелись веские — весьма специфические! — причины. В свадебную
ночь выяснилось, что Петр — обыкновенный импотент. Он либо кончал прежде,
чем коснуться ее, или у него вообще не возникало никакой эрекции. Она,
увы, ни в чем не стремилась ему помочь. Взволнованная, очарованная первыми
ласками, когда он только целовал или касался ее груди, она переставала
его желать (больше ничего не надо!) и становилась холодной, почти ледяной...
В конце третьего года совместной жизни они расстались, так и не добившись
друг от друга любви.
Несколько месяцев спустя Аня заимела любовника. Он казался ей более
умелым в постели и устраивал ее гораздо больше, чем Петр. Но, увы, каждый
раз после акта она испытывала непонятные внутренние страдания, и эта
боль долго не покидала ее. Вскоре она порвала и с любовником. Потом
появился я. Наша совместная жизнь началась весьма экстравагантно. Она
— сущая нимфоманка! — просто затаскивала меня в постель. И при этом
— минимум ласки, никакой искусности, ни малейшего полета фантазии. С
первых прикосновений, еще до момента сладостного соития, она перевозбуждалась,
содрогалась, стонала и — принуждала меня к новым и новым ласкам, добиваясь
вожделенного оргазма.
Иногда она даже будила меня среди ночи, чтобы все возобновить. И возобновляла.
И плакала, как провинившийся ребенок, когда я изнеможденный, просил
у нее пощады.
— Ты разбудил во мне женщину! — говорила она, наслаждая и убивая своими
ласками. Ты открыл мне рай, не опуская меня на землю.
Я слушал ее, как сумасшедшую. В моем богатом любовном опыте еще не было
таких надрывно романтических историй.
Однажды она специально разрезала руку стеклом, только для того, чтобы
прогулять работу и заниматься — целый день! — любовью. Я чуть не потерял
тогда сознание. Даже во время выпрошенного у нее перерыва, когда я говорил
по делу по телефону или пытался смотреть телевизор, она использовала
все свои хитроумные женские уловки (читатель, напряги воображение!),
все свои чары для того, чтобы затащить меня назад в койку. После того
дня любви я сбежал. Не выдержал издевательств. Пробудившаяся (да как!)
в ней сексуальность оттолкнула меня от нее. Так в свое время непробудившаяся
сексуальность расстроила ее брак с Петром. Таковы — во всем! — крайности
русского человека. Он так устроен. Иначе не может. Нужно еще сказать,
что исполнилось Ане в ту пору тридцать шесть лет. То есть в эпоху Брежнева
ей было где-то двадцать. А сексуальность тогда имела неприятный запах
серы. (Хотя закулисная сторона нравов в некоторых кругах и отличалась
непотребной раскрепощенностью). И все же многие закомплексованные женщины
той эпохи пытаются сейчас поверстать потерянные удовольствия.
Мне даже кажется, что нынешие двадцатилетние более уравновешенны. У
них гораздо меньше завихрений на этой почве. Им исполнилось по пятнадцать,
когда сексуальность получила гражданское право, их взросление протекало
в более благоприятных в этом смысле условиях. Но это все слова. Лучше,
чтобы ты убедился обо всем на деле. Ты должен все увидеть и изведать
сам.
СЕКС ВЧЕТВЕРОМ
А вот такая исповедь.
Молодые люди — по известным причинам — не называют себя.
— Мы познакомились пять лет назад. Мне двадцать шесть лет, моей жене
двадцать четыре, моему соседу двадцать пять, его жене двадцать один.
Нашим детям скоро по три года. Очень скоро выяснилось, что у нас много
общего; в плане идей, вкуса, желаний, в плане неудовлетворенности жизнью...
Мы пришли к выводу, что должны объединиться и жить вместе. Все эту идею
одобрили. Мы решили достичь в сексуальной гармонии чего-то большего.
Подняться над обыденностью. И, знаете, мы не жалеем ни о чем! Мы открыли,
что в любовной игре столько оттенков, сколько цветов в радуге.
— Но ведь существует опасность СПИДа? Неужели вы не боитесь?
— Мы не рискуем заразиться, так как каждый из нас хранит верность своей
группе.
— Извините, как происходят контакты?
— Секс практикуется вчетвером, втроем, иногда вдвоем. Это абсолютная
свобода, большей свободы не существует. А во все эти грязные политические
игры мы не верим. Плевать мы хотели на них.
* * *
Я уходил от этих ребят
и вспомнил сексуальную революцию на Западе, у нас, в Париже. Видимо,
все сексуальные революции связаны с социальными потрясениями.
Все взаимосвязано в этом мире.
КАКИЕ ВЫ,
РУССКИЕ?
С этим вопросом (имея
в виду исходную сторону, ибо убежден: каков человек в постели — таков
и в жизни) я обращался в Москве и Петербурге ко множеству людей. Все
давали разные ответы. Вот одно из мнений. Уже известного вам моего давнего
друга — Геннадия.
— Мы не закомплексованы в сексуальном плане, — говорит Гена. — Мы не
ходим вокруг да около, не играем в чувства и не откладываем на длительный
срок момент плотского удовлетворения... Когда мужчина и женщина свободны
(если в браке — это более сложно) и чувствуют симпатию друг к другу,
они довольно быстро вступают в интимные отношения.
— В день знакомства?
— Нет. (Хотя бывает, как и во всем мире, по-разному). Большинство русских
более серьезны, чем те, которых ты видел. Нормальный срок для установления
абсолютного контакта — где-то две недели.
— Как происходят встречи?
— Тоже по-разному. Например, я встречаю девушку в гостях у своих друзей.
Она мне кажется симпатичной. Я не покину ее до тех пор, пока не условлюсь
о встрече. Через два-три дня я звоню ей, приглашаю в театр или кино.
Затем — в ресторан. Если она отвечает на мои приглашения — все ясно,
не так ли? Значит, нужно активизировать свои действия. Иначе — не смейся
— я могу просто ее обидеть. Она еще подумает, что у меня со здоровьем
не все в порядке...
ТЫ ДОЛЖЕН
ВСЕ ИСПЫТАТЬ САМ!
Гена позвонил своему приятелю
Олегу и предельно просто спросил у него:
— Найдешь несколько девочек и водки на завтра?
— Нет проблем, — ответил Олег.
И вот я оказался в новой компании, заранее предупрежденный Геннадием
о всех возможных последствиях...
Серый, мрачный квартал, затерянный среди других на юге Москвы. Совсем
рядом — лес. Еще несколько лет назад он занимал и эту площадь. Напротив
— гусиной цепочкой — монотонные блочные дома, вытянутые как веревка
и пересекающие шоссе — одну довольно большую дорогу, кишащую грузовиками,
тракторами, бульдозерами... Вокруг ни магазина, ни кинотеатра. Практически
— пустыня.
Только возле метро малюсенький универмаг, окруженный бесконечной очередью,
ожидающей прибытия грузовика с вином. Первые пьяные в толпе. Несколько
совершенно апатичных милиционеров.
— Вечер обещает быть интересным, — говорит Олег, на ходу показывая мне
несколько бутылок «Столичной» водки, которые он достал по великому блату
у одного своего знакомого.
— Что еще делать вечером? Только смотреть телевизор, пить или трахаться!
Не так ли?
Я закуриваю. То улыбаюсь, делая вид, что согласен. Наконец, мы в квартире,
она как раз и принадлежит Олегу. На полках книги по экономике, социологии,
журналистское досье (Олег занимается социальными проблемами в одном
крупном еженедельнике). На полу, возле магнитофона, огромный штабель
кассет. На стенках репродукции Пикассо и разудалые плакаты: мощные качки
и полуобнаженные, обнаженные девицы.
Прибывшие несколько мгновений спустя гости кажутся немного стесненными
и не знающими, что делать. Чтобы разрядить атмосферу, Олег ставит диск
с поп-музыкой.
— Никто или почти никто не знаком друг с другом, — шепчет мне Геннадий,
который втаскивает меня в коридор и, давясь от смеха, посвящает в изобретенную
им «легенду».
— Не распространяйся, что ты журналист. Это всех насторожит. Разумеется,
ты неженат.
В противном случае они могут подумать, что должны изображать саму целомудренность.
Скажи, что ты один, грустишь в Москве, что твоя машина стоит возле отеля,
а ездить на ней тебе ужасно надоело!
Француз, машина! Они все будут у твоих ног.
Теперь о самих девочках. Их привез Юрий, молодой режиссер, умудрившийся
уже получить премию в Каннах. Девочек трое. Римма, его подруга. Стройная
блондинка в кожаных штанах, желтой блузке, остроносых туфлях с каблучками
на шпильках. Вика. Длинные, темные волосы, желтая юбка, кружевной воротник
на полувере, демонстративная прическа, рассчитанная, видимо, на то,
чтобы сразить всех наповал своей дикой шевелюрой... В желтой майке Оксана,
художница (из одного еженедельника). Наиболее приятная девушка. Она,
кажется, меньше других озабочена тем, чтобы кому-то понравиться. И —
быстренько отправляется на кухню готовить ужин.
Тем временем Олег предлагает выпить за дружбу, затем — за будущую знаменитость
— Юрия, затем — за «нашего французского друга» (то есть, представьте
себе, за меня).
Тосты произносятся бесконечно, звенят бокалы, развязываются языки. Юрий
рассказывает о своей поездке в Канны, Галя говорит, что ждет приглашения,
в гости, в Штаты от одного американского бизнесмена и демонстрирует
его фото, Римма дотошно объясняет, в какой комиссионке она приобрела
кожаные штаны за шестьсот рублей.
Обычный треп.
Но вот Гена возвращается с кухни с вареной картошкой, помидорами, сосисками,
приготовленными Оксаной.
Начинается процесс поедания.
Юрий предлагает выпить — за любовь!
Потом — за самую прекрасную!
Видимо, каждая девушка при этом чувствует себя королевой.
Наконец Геннадий (который взял надо мной шефство) предлагает поговорить
о чем-нибудь «более серьезном, например, о любви».
— О нет, — возражает ему Олег, — о любви не говорят, ею занимаются.
Тишина. Затем тихий девический смех. Смущение? Согласие со сказанным?
Кто-то предлагает: «Потанцуем?» Это ожидаемый сигнал, что-то вроде —
«Итак, приступим!» Все вскакивают, как напружиненные. Под звуки сумасшедшего,
дьявольского рока молодые люди прыгают, трясутся, вихляются, возбуждаются.
На уголках губ блуждают странные улыбки.
— Как поживает Джонни Холлидей? — неожиданно спрашивает меня Вика. И
страшно удивляется, что я не знаю этого имени. Потом Вика говорит, точнее,
кричит, что ей жарко, безумно жарко. Она приподнимает свой пуловер (о,
Боже!), снимает через свою черную шевелюру белоснежный лифчик (Спаси
и сохрани!). И — снова неистово скачет, прыгает. Как заводная. Изнуренная
танцами Галя падает на кровать. Юрий ловко подхватывает ее, напрочь
забыв про Римму, поит водкой и ласкает Галину.
Гаснет свет. Из-за голубого дыма сигарет невозможно различить ничего
и никого. Пожалуй, кроме пошатывающихся теней, смешивающихся между собой.
Я ищу глазами Геннадия, надеясь, что он вытащит меня из этого ужаса.
Как вдруг одна из девушек, кажущаяся мне привидением, затаскивает меня
в соседнюю комнату. Я освобождаюсь от нее с величайшим трудом. Вырываюсь.
И выбегаю в коридор, где встречаю Оксану. Раздраженная настойчивыми
домогательствами Олега, она умоляет меня «увести из этого бардака».
Наконец, тишина. И снег. И мы оба, не сговариваясь, произносим вслух
одну-единственную фразу — «О, тампоре, о морес».
1992
|