Главная страница

Раздел «Литератор»

Отзывы





Газета "Литературная Россия", №12, 24 марта 2006 г.   

 

    

 

 

"Литературная Россия" №12 от 24.03.2006



Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда.
                                    Анна Ахматова.

В литературном журнале с претенциозным названием "Футурум Арт" (два номера в год под редакцией Евгения Степанова), в № 2 за 2005 год в разделе "Интервью" резанул по глазам заголовок: "Константин Кедров: "Пушкин — это наше ничто!". "Что, что?!" Ущипнул себя за руку — стало мучительно больно. "Значит, — явь", — ужаснулся и начал читать. (В начале 1980-х я однажды встречался с интервьюентом — ныне 64-летним широко известным в узких кругах функционеров и приверженцев авангардистской литературы "знаменитым поэтом и философом", как он именуется во врезке к материалу, кандидатом филологических наук по кличке "Ихтиозавр" (согласно табели о рангах в основанном им и покойным Генрихом Сапгиром скандально известном литературном содружестве ДООС — "Добровольном обществе охраны стрекоз"), автором нескольких десятков тонких книг и одного толстого ПСС. Тогда этот неброской наружности сотрудник газеты "Известия" производил впечатление вполне вменяемого, адекватно мыслящего "бойца литературного фронта", и ничто не предвещало стремительного превращения его — русского советского человека, чье эстетическое воспитание велось на основе лучших произведений классической прозы и поэзии (а значит, конечно, и на стихах Пушкина) — в законченного нигилиста, способного на столь кощунственное высказывание о гении.)
Вот отрывки из интервью Константина Александровича (интервьюер — Е.Степанов, "стрекозавр").
"— Нет ли у Вас ощущения, что культ Пушкина, явно существующий в России, нанес огромный вред русской поэзии, которая многие века идет путем прозы, т.е. что-то рассказывает читателю, а не является для него божественным откровением?
— ...Пушкин — гений банальности... Он все время ломится в открытую дверь. Я не понимаю, "что в вымени тебе моем" (каков озорник-извратитель — интервьюент! — Г.Л.). Так и не осилил "Евгения Онегина" до конца, только помню, что "она любила на балконе". Почему бы и нет? Помню "Кончаю. Страшно перечесть..." Тоже неплохо. Еще какие-то глупости...".
Жаль Кедрова, который не осилил до конца "Евгения Онегина" и из любимого миллионами романа способен вспомнить только два стиха, при этом ерничая (вряд ли человек, сам приобщенный к поэзии, не знает, что "она" не просто "любила на балконе", а "Она любила на балконе / предупреждать зари восход" и что "кончаю" сказано вовсе не применительно к пресловутому "этому", а сказано "кончаю" о знаменитом письме Татьяны к Онегину и сказать иначе нельзя. Остается непонятным, как сподобился такой антилитературный литератор защитить в МГУ диссертацию на тему (сейчас вы сильно удивитесь!) "Эпическое начало в русском романе 1-й половины XIX в. ("Евгений Онегин", "Герой нашего времени", "Мертвые души")"?!
"— Какая же альтернатива пушкинской традиции?" — спокойно, "чувств никаких не изведав", продолжает спрашивать "ихтиозавра" "стрекозавр".
"— Футуризм, неофутуризм, дадаизм, сюр, метаметафора, концепт. Да мало ли всего еще не открытого. Что угодно, только не Пушкин...".
И далее идет позорящая уста всякого (не только российского) нормального человека фраза-утверждение, вынесенная в заголовок интервью.
В брошюре "Ступени поэзии" (2005 г.) ее автор — поэт-просветитель Дмитрий Сван отобразил ступеньками (сотами) ход поэтического творчества: тема — сюжет — язык — грамотность — троп — метр — краткость (элементы верлибра) — законченность — рифма (элементы высокой поэзии) — Пушкин — идеал. По всему, Кедров — "один из самых ярких поэтов современности" ("стрекозавр" А. Парщиков) — и его единоверцы по ДООС идеалом считают результаты своего творчества.
У наших доморощенных модернистов (у иноязычных, видимо, тоже) не "работают" четыре нижние и две верхние свановские ступеньки творчества. Кроме того, они лишены чувства родины во всем широком смысле этого слова, их творения не трогают душу человеческую. Не зря Есенин, который говорил: "Чувство родины — основное в моем творчестве", увлекался имажинизмом (как известно, это род абстракционизма) всего лишь год. У Кедрова подобных высказываний не обнаруживается . Зато есть такое (в разбираемом злонамеренном интервью Степанову): "Мы докопались до генокода (?— Г.Л.) поэзии... Мы — квантовая механика". "Генокодом", видимо, надо считать, например, такие вот палиндромические упражнения "поэта":

Спит Онегин они генотип-с
Вызов воз и в
лету тел
Гул о Гоголь лог оголил
Бог: ДА БУДет свет!
Дьявол: Те в сте ДУБ АД!

Или это:

О, гибни, "Боинг"!
тень хана
хана, Манхеттен!
А бен Ладен не дал неба.

То, что "творит" Кедров, — это "чистая поэзия... живой витамин поэзии, чистая энергия новой поэзии, а значит, новой России" (это из отзыва А.Вознесенского о кедровском "Или").
В брошюре Д.Свана можно прочитать: "Борьба за место в поэзии часто ведется сомнительными методами. Чего стоят попытки исключить из числа великих Некрасова и даже Пушкина. Это вызывает опасение за будущее поэзии". А Георгий Иванов сказал как будто специально о новой (олицетворенной в Кедрове) и классической (олицетворенной в Пушкине) поэзии: "Состав весеннего воздуха можно исследовать и определить. Но насколько естественней просто вдохнуть его...". Исследуйте, исследуйте, господа модернисты, свою "квантовую чистую поэзию", развлекайтесь в ваших ДООСах, "Футурум-apтах" etc. Как хотите — тихо, громко, "без шума и пыли", с шумом и пылью. Как говорится, чем бы дитя ни тешилось. А мы — будем дышать. Чистым воздухом истинной поэзии, в том числе поэзии Пушкина!
Да здравствует солнце, да скроется тьма!


Генрих ЛЯТИЕВ