Очаровательная
блондинка Александра Середина по образованию инженер, выпускница МАИ.
Несколько лет работала на космос. Но в один прекрасный день решила все
бросить и посвятить себя искусству: рисованию, живописи... Рисует Саша
денно и нощно, на износ, не замечая усталости (ибо дело — любимое).
И уже есть успехи. Ее работы (необыкновенные, загадочные, полные поэзии!)
охотно публикуют «Московский комсомолец», «Вожатый», «Семья» и многие
другие издания.
Александра
СЕРЕДИНА:
«НЕ
БОЙТЕСЬ СОВЕРШЕНСТВА!»
— Почему
ты не работаешь по своей основной профессии? — спросил я Сашу при встрече.
— Потому, что рисование — это самое главное в моей жизни. Но каждый
идет своим путем к тому, что ищет в этом мире. Мой путь оказался окольным
— средняя школа в подмосковном Одинцове, пять лет учебы в МАИ, три года
работы в КБ… Но теперь я знаю точно: не рисовать я не могу.
— Когда ты впервые почувствовала себя художником?
— Началось все... с музыки.. По-моему, из всех искусств она ближе всего
соприкасается с той вечной космической Истиной, до которой пытаются
достучаться мыслящие «человеки». Я ходила на симфонические концерты,
слушала, удивлялась, восхищалась. Вслед за мелодией проникала в какие-то
иные измерения — из ничего в неведомое Нечто. Захотелось об этом рассказать.
Тут-то и появился в руках карандаш — первые рисунки были сделаны на
концертных программках. Но чтобы сказать о чем-то, надо знать язык -
на одной интуиции далеко не уедешь. Стала серьезно заниматься рисунком,
живописью, шрифтами. Заинтересовалась книжной графикой. Ходила в изостудию,
занималась на курсах при Полиграфическом институте. Изводила кипы бумаги
на зарисовки, наброски, часами просиживала в «Иностранке», перелопачивая
горы литературы.
Так как всерьез заниматься можно чем-то одним — а никаких сомнений в
том, чем следуем заниматься, у меня уже не было, — бросила инженерство.
Но иногда нужно все-таки есть и нужно покупать краски, карандаши, бумагу...
Поэтому устроилась сторожем. И вот уже третий год благополучно получаю
«стипендию» в размере 80 «рэ» в месяц. И — рисую, рисую,
рисую!
— За эти три года ты, по-моему, добилась немалого...
— Спасибо, но я только учусь. Это главное — учиться, постигать, развиваться.
«Цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не успех». Выставки,
библиотеки, музыка, натурные зарисовки важнее обрывочных публикаций
в прессе. Сейчас мне нужно наверстывать упущенное, делать за год то,
что другим можно и за пять. А иначе нельзя — слишком поздно начала и
слишком много надо еще понять, найти и выразить на бумаге.
— А как часто ты ходишь на выставки? Что понравилось из последних?
— Стараюсь не пропустить ни одной. В последнее время больше всего поразил
мексиканец Тамайо. Это замечательно, когда человек через грязь, пустоту,
отчаяние приходит к пониманию необходимости всеобщей любви, добра, радости
и с чуть насмешливой, мудрой улыбкой рассказывает об этом всему миру.
И мир становится чище, добрее. Вообще, по-моему, в искусстве главное
не как показать, а
что показать. И творчество должно идти не от внутренней пустоты
(что, к сожалению, еще случается), но от полноты душевной. Тебя захлестывает
какая-то мысль (да так, что если ее не выскажешь — задохнешься), вот
тогда — говори!
— Есть ли у тебя учителя-художники?
— Учителя? Получится слишком большой список — много было замечательных
людей, художников, которые очень мне помогли. Плохо только, что у меня
нет систематического образования. Три раза поступала в Полиграфический,
и все время та же история — недобирала одного балла. А вольнослушателей
теперь не бывает. И меценатов, к сожалению, тоже.
— А любимые художники?
— В зависимости от настроения. Всегда удивлялась, когда слышала, что
должен быть один любимый художник, которому надо подражать и якобы через
это найти себя. Я индивидуалист — всегда иду от себя и через себя. Ну,
конечно же, учитывая то, что уже сделано предшественниками, но и не
оглядываясь на других. Надо просто прислушиваться к себе и говорить
о том, что наболело.
— Какие твои дальнейшие планы?
— Стараюсь не строить никаких планов. Я просто рисую. А что из этого
получится и получится ли вообще — не мне судить. Возникновение каждого
рисунка для меня — чудо. Вдруг из ничего появляется мир, который никто
и никогда раньше не видел. Если что-то получается так, как хочу, начинаю
«попискивать» от удовольствия и громко хлопать в ладоши. А через пять
минут с ужасом смотрю на содеянное. Как говорил Сальвадор Дали: «Не
бойся совершенства — тебе никогда не достичь его!»
Беседу
вел Евгений СТЕПАНОВ
1989