Михаил
Карагодский — в прошлом известный танцовщик. Ныне — руководитель филадельфийской
«Танцевальной консерватории». А еще Михаил — очень милый, душевный человек,
коих в эмиграции, право слово, не так много.
Балетмейстер
Михаил КАРАГОДСКИЙ:
«Я ЗА РУССКИЙ
КЛАССИЧЕСКИЙ БАЛЕТ!»
— Михаил,
для начала — по традиции! — немного о себе.
— Когда я только приехал в Америку, то преподавать вовсе не собирался.
Это было семнадцать лет назад. Я уехал, чтобы мир посмотреть, в Союзе
меня слишком долго лишали такой возможности. Я несколько раз собирался
в зарубежные поездки вместе с труппой, но меня снимали буквально с трапа
самолета.
— Почему?
— Неизвестно. Видно, кто-то стучал. В артистическом мире немало завистников.
Не пустят одного, есть шанс, что пустят другого. Видимо, кто-то из коллег
следовал этой подленькой логике. Я был ведущим танцовщиком Ансамбля
современного танца, мы собирались ехать в Париж. Меня «отцепили» за
день до вылета самолета. Хотя я вел двенадцать номеров в программе.
Я устал от таких «фокусов». Я понял: если я хочу увидеть много стран,
я должен покинуть одну страну. В семьдесят пятом году уехал. Прибыл.
Чем заниматься? Начал размышлять. Я закончил на Родине не только балетную
школу, но и Академию художеств в Риге, разбираюсь в антиквариате. Думал
заняться этим или чем-то еще. У меня в Америке родственники, и довольно
богатые. Мой дядя, который уехал еще в тридцатые годы, предлагал мне
заняться его меховым бизнесом. Его сыну этот бизнес не нужен. Он врач
и получает четыреста тысяч годовых. Но я и от этого бизнеса, и от многих
других отказался. Первые три месяца в эмиграции просто ходил в школу,
еврейская община субсидировала, оплачивала квартиру, питание, меня обучали
английскому языку. Мне исполнилось тридцать пять лет. Возраст солидный.
Я уже начал забывать, что когда-то вообще танцевал. Но однажды хозяин
школы, где я учился, познакомил меня со своей секретаршей, которая увлекалась
балетом. Она привела меня в школу Баланчина. Великий Маэстро заинтересовался
мною, пригласил к сотрудничеству. Предлагал танцевать у него и преподавать
в его балетной школе. Но я не согласился. Я — сторонник русского классического
балета. А Баланчин — это все-таки модерн. Я порекомендовал вместо себя
своего давнего товарища Андрея Крамаревского. В итоге — Андрей преподает
там уже семнадцать лет. Я же пошел в «Нью-Йорк Сити опера», это ближе
к классике. И стал танцевать. Я был признан лучшим партнером Америки.
— Кем признан?
— Прессой, критикой, такими популярными и престижными изданиями, как
«Нью-Йорк таймс», «Нью-Йорк пост». Потом я ушел из театра, перешел в
Нью-Йоркский мюзик-холл, создал там двести пятьдесят спектаклей. На
каждом из них был аншлаг, все билеты распродавались молниеносно. Шесть
тысяч зрителей приходило регулярно. Это для Америки — очень много. Все
шло неплохо. Но, понимаете, балетное искусство здесь, конечно, далеко
от европейского. Отношение к искусству часто поверхностное, странное.
Мне стали предлагать делать мини-балеты. А для того, чтобы поставить,
например, балет «Лебединое озеро», обязательно нужно не менее двадцати
пяти — тридцати пяти человек. Сокращение неприемлемо. Как делать мини-балеты
— я не знал. Этому меня в России не учили. В итоге я укатил в Норвегию,
работать балетмейстером в Норвежском национальном театре. Но и оттуда
мне вскоре пришлось уехать. В Штатах меня ждала невеста. Она — коренная
американка. Уезжать никуда не собиралась. Я вернулся. И открыл здесь
«Танцевальную консерваторию».
— Расскажите о ней поподробнее.
— Я ее открыл семь лет назад. И начал серьезно обучать ребят классическому
балету, основываясь на русских традициях. После первого года обучения
у меня было двенадцать человек в классе, больше я сам не брал, хотя
очень многие хотели. Я выбирал лучших. Потом мои первые ученики уехали
— их родителям предложили работу в других городах. В Америке так: где
работаешь, там и живешь. Все едут за чеком.
Ко мне пришли другие ученики, ученицы. Со временем я понял, что учить
классическому балету в Америке совсем не просто. Всем нужен видимый
— быстрый! — результат. Стоять у станка никто долго не хочет. Я стал
больше преподавать по ускоренному, экспериментальному методу. Своему
собственному методу, основанному на Вагановской школе.
— Расскажите о Ваших учениках.
— У меня очень много талантливых ребят. Я их всех люблю.
— Я слышал про Бориса Истулина, видел на видеокассете, как он выступает.
Мне понравилось.
— А ведь у него, на первый взгляд, не было данных, чтобы стать артистом.
«Мальчик антибалетный!» — так бы сказали в Советском Союзе. Но я почувствовал:
парень далеко пойдет. И сейчас он уже практически готов к профессиональной
сцене. Беда в том, что отношение к балету здесь весьма скептическое.
Мало кто стремится в профессионалы. Родители водят детей на балет как
на физкультуру. Тем не менее я стараюсь готовить своих учеников по основательной
программе. Заниматься у меня непросто. Дисциплина. Я исключаю ребят
из консерватории, если узнаю, что они начали курить, выпивать. Я занимаюсь
с ними не только балетом, но и воспитанием.
— Борис Истулин мне рассказал, что когда его отец потерял работу,
Вы не стали брать с их семьи денег за обучение. Правда?
— Да. Это нормально. Мы же — люди! И должны помогать друг другу.
— Поддерживаете ли Вы связь с Россией?
— Конечно. У меня нередко преподают мастера, известные артисты из Москвы,
Петербурга, в том числе из Большого театра. В прошлом году у меня работал,
например, великий Асаф Мессерер (царство ему небесное!). Ему тогда исполнилось
восемьдесят девять лет. Но как он работал! Он говорил мне: «Миша, мой
урок длится всего девяносто минут, но готовлюсь
я к нему не менее пяти часов!» Вот поэтому его уроки и запомнились
на всю жизнь.
— Как местные власти относятся в Вашей деятельности?
— Уважают. Это точно. Вместе с поэтом Михаилом Юппом мы ездили на прием
к губернатору нашего штата в город Харисбург. Мы представляли русскую
культуру Филадельфии.
— Вы проводите балетный Вагановский фестиваль в Филадельфии, на котором
я видел много русских мастеров, например, милую Галю Шляпину из коллектива
под руководством Касаткиной и Василева. Галя мне рассказала, что ей
очень понравилось с Вами работать на этом фестивале. Не думаете ли Вы
устроить подобный фестиваль в Москве?
— Конечно, думаю. С удовольствие бы это сделал. Только нужны заинтересованные
лица со стороны России. А я, в свою очередь, сделаю все, что от меня
зависит. Вообще моя мечта такова: жить и работать поочередно то в Америке,
то в России.
Беседу
вел Евгений СТЕПАНОВ
1992